Экономия: Amdocs увидела приятный парадокс


Amdocs Inc.

Производитель ПО. Акционеры: 100% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – Dodge & Cox (10,13%), Manning & Napier Advisors (9,35%), FMR (7,93%). Капитализация – $5,75 млрд. Выручка за шесть месяцев финансового года (закончился 31 марта 2013 г.) – $1,66 млрд, чистая прибыль – $203,9 млн.

Поговорим о том, как новая технология LTE позволяет оператору не только увеличивать расходы из-за внедрения, но также и уменьшить их. Хотя, может быть, это выглядит немножко парадоксально, но это так.

Несколько слов о компании Amdocs. Она является лидером в области ВSS-обслуживания клиентов. Больше 2 млрд абонентов у операторов во всем мире используют системы ВSS компании Amdocs. Из них 500 млн используют это в области ВSS, в режиме managed services.

У нас в компании больше 20 000 человек, и мы – лидеры в поддержке запуска операторами 4G. Компании AT&T, Sprint, Bell Canada, Elisa, Everything Everywhere уже используют наши системы под этой сетью.

Несколько цифр по использованию технологии LTE. В компании Vodafone абоненты LTE используют 11,5–12 Гб трафика ежемесячно. MetroPCS – лидирующая компания в Америке: например, около 40% всех дополнительных подключений в сентябре 2012 г. сделано за счет LTE. Голосовая связь в компании MetroPCS тоже работает на LTE. У компании Verizon 95% всех postpaid-транзакций осуществляются в сети LTE.

Если мы пойдем на восток, в Корею, – пользователи LTE потребляют в 2–5 раз больше трафика, чем пользователи 3G. Люди не просто подключаются к LTE, они действительно используют появляющиеся возможности. На самом деле, если задуматься, технология 3G была своеобразной затравкой для людей: какие сервисы можно использовать на мобильных телефонах и мобильных планшетах. А технология LTE – это уже само использование этих сервисов.

Возьмем оператора AT&T – одного из лидеров внедрения LTE. Новый сервис, который они запустили вместе с компанией General Motors, связан с дополнительными доходами. В машинах автокомпании предлагается сервис полного подключения. Вы можете получать всевозможного вида информацию, видео; естественно, навигацию; мобильные переговоры, видеоконференции и т.д. AT&T посчитала бизнес-кейс: выделила стоимость затрат на внедрение сети; посмотрела, сколько людей используют эту услугу, сколько им стоило внедрение услуги, и посмотрела на эффективность. (Разумеется, она постепенно отрубает емкости 3G, поддержка которых стоит дороже, чем поддержка LTE.) Так вот, когда они посчитали, выяснилось, что затраты на LTE в данном случае полностью окупились плюс у них еще осталась дополнительная емкость для введения дополнительных сервисов. Это выглядит парадоксом, но таков конкретный результат.

Еще один пример – финская компания Elisa. Она сильно сфокусирована на корпоративном сегменте. И одна из аппликаций, которую она запустила, – это видеоконференция в формате HD. Опять же был подсчитан специфический бизнес-кейс. Им было интересно посмотреть стоимость внедрения сети; стоимость внедрения аппликации; доход, который она принесла. Минус, естественно, стоимость сервиса 3G, который они тоже постепенно выводят. Кейс оказался очень прибыльным, и в течение года все окупилось.

Вот как происходило во многих странах – сначала вкладывали много-много денег, а потом думали: как на основании того, что мы вложили, создать прибыль, чтобы это была не только капитальная затрата. Наше мнение, что это должно выглядеть абсолютно по-другому, и тогда результаты будут другие и будут сэкономлены деньги. Стандартный подход таков: вначале установим сеть и запустим новые услуги; затем подумаем, как это монетизировать и разработаем новые бизнес-модели; и, наконец, доведем это до клиента (обслуживание и поддержка). То есть операторы должны сначала подумать, какой новый customer experience они принесут сервисом LTE, привязать к этому монетизационную схему, и только потом, когда они поймут, как это делать, надо все запустить. Сеть необходима, но вначале надо думать о клиентах. Об этом сегодня много говорят, но, к сожалению, большинство процессов выстраивают по-старому – вначале строят инфраструктуру и только потом решают, как с ней зарабатывать деньги.

Я хотел бы еще привести пример, связанный с ОТТ-игроками (с компаниями, предоставляющими сервис доставки видео- и мультимедийного контента. – «Ведомости»). Приходилось слышать жалобы, что, мол, мы инвестируем в сеть, а потом приходят ОТТ-провайдеры и всю эту сетку поглощают.

Мы плотно работаем с ведущими компаниями ОТТ, поэтому интересно выслушать жалобы с другой стороны. К примеру, жалоба со стороны eBay, причем в денежном выражении. Сегодня eBay – чрезвычайно мобильная компания. Количество транзакций во всем мире, которое происходит на eBay, на мобильных устройствах выше, чем на обычных компьютерах. Так вот, в Англии eBay, по их собственным подсчетам, потеряла больше 1,5 млрд фунтов, пока компания Everything Everywhere (ЕЕ) не внедрила 4G. Потеряла из-за того, что транзакции на eBay не были закончены из-за плохого качества сети. Они готовы сотрудничать и платить в каких-то кооперационных партнерских моделях операторам за высокое качество сети. У них нет с этим проблем. Только это должна быть правильная модель. Потребность в такой модели существует не только у операторов, но и у ведущих ОТТ-компаний. И вот ЕЕ эту проблему решила запуском сети 4G.