Вещь недели: Аннулированный паспорт Сноудена

Билет оформляется на основе данных документа, удостоверяющего личность пассажира», – говорится в российских федеральных авиационных правилах. Что это за документ, при этом не уточняется и ссылок на какие-либо конкретные подзаконные акты не дается. Однако очевидно, что он должен быть действительным. Поэтому по аннулированному американскому паспорту прилетевший в «Шереметьево» бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, разоблачивший систему тотальной слежки в электронных коммуникациях, с точки зрения этих правил купить билет не мог. Точной информации, выдал ли ему Эквадор, где Сноуден запросил политического убежища, какой-либо временный документ, пока нет. Поэтому c чисто юридической точки зрения он формально не мог купить билет и полететь куда-либо. А его пребывание в транзитной зоне «Шереметьево» с точки зрения российских законов может быть сколь угодно долгим, пока у него нет действительного документа.

Но понятно также, что при наличии политического решения о его судьбе все эти паспортные и транспортные проблемы могут быть решены достаточно быстро. Но каково это решение?

Ответ Владимира Путина в Финляндии на вопрос о Сноудене можно однозначно интерпретировать как нежелание давать ему убежище в России. Но и идти навстречу пожеланиям администрации США о его выдаче (похоже, не подкрепленным какими-либо официальными запросами, имеющими юридическую силу) Россия тоже не намерена, насколько можно судить на сегодняшний день. Поэтому для внешнего мира Сноуден и будет оставаться невидимым в транзитной зоне «Шереметьево» (которая, конечно, не является ничейной территорией и полностью контролируется властями России). Видимо, он будет оставаться там до момента, пока не будет найден способ его безопасной транспортировки в страну, где он получит убежище, хотя, может быть, эти проблемы уже и решены, а репортеры совершенно зря пытаются найти его там, где его, может, уже и нет.

Но все-таки скорее всего Сноуден продолжает оставаться в «Шереметьево». Ведь до сих пор он не сделал ни одного нового разоблачения непосредственно из «Шереметьево». А именно это больше всего волнует администрацию США – как заявил вчера Барак Обама, его больше всего беспокоят дальнейшие утечки через Сноудена секретной информации. Можно предположить, что по крайней мере в этом вопросе российские власти сочли возможным пойти навстречу американским. Если же Сноуден начнет разоблачать ЦРУ и АНБ из Москвы, это будет явным признаком того, что российские власти решили его поддержать вопреки давлению США.