Резервы: Для LTE не хватает частот

Резерв радиочастотного спектра для развития в России связи четвертого поколения можно высвободить только за счет конверсии. Государство предложило операторам поучаствовать в ней на принципах ГЧП, а значит, и вложить собственные деньги

Конверсия с помощью ГЧП стала условием распределения частот для четвертого поколения мобильной связи (LTE) на конкурсе в июле 2012 г. Впервые в России частоты были выставлены на конкурс «нерасчищенными». Победители конкурса (ими стали МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и «Ростелеком») должны профинансировать и провести мероприятия по их высвобождению или совместному использованию, говорится в решении Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 8 сентября 2011 г.

Для дальнейшего развития мобильного широкополосного доступа в России регулятору необходимо к концу 2015 г. распределить дополнительно к имеющимся сейчас у операторов в общей сложности 700 МГц не менее 330 МГц частот, рассказывал год назад на заседании правительства министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. В противном случае существующие сети не справятся с растущим мобильным интернет-трафиком, предупредил он.

Одно из главных препятствий на пути к такому распределению дополнительных частот – тот факт, что значительная доля спектра в России выделена для работы так называемых спецпользователей – военных, полиции, государственных органов власти и др. либо для совместного использования с ними. По данным Минкомсвязи, в 2011 г. в России в совместном использовании находится примерно 80% частот и лишь от 3% до 7% спектра выделено под гражданское использование. К 2020 г. эта доля должна вырасти до 18% – такой целевой показатель заложен в госпрограмму «Информационное общество 2011–2020 гг.». Способом достичь этого показателя программа предусматривает в том числе проведение конверсии с помощью механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Решение ГКРЧ было спорным. Ни в одной стране мира не распределялись нерасчищенные частоты, говорит Мамука Мархулия, вице-президент Tele2 по корпоративным вопросам и правовой поддержке (подробнее см. стр. 17). Расчищать частоты, которыми владеет какое-либо государственное ведомство, – вопрос регулятора, настаивает Мархулия. Это ответственность государства – предоставить операторам расчищенные частоты, подготовленные к использованию, согласен с ним вице-президент «Антареса» Михаил Грачев. Ведь оператор смотрит на частоты как на бизнес, подготавливает бизнес-кейс. И если он получает ресурс, про который неизвестно, сколько будет стоить расчистка, какие сроки она займет, это влияет на результат и сроки выполнения его проектов, объясняет он.

Предполагалось, что выигравшие операторы создадут консорциум, который будет координировать проведение конверсии в каждом регионе, взаимодействовать со спецпользователями, выступать в качестве заказчика конверсионных мероприятий и оплачивать их. Такой консорциум был создан задолго до конкурса – им стал «Союз LTE», созданный еще в начале 2011 г. по решению ГКРЧ. Однако механизм финансирования расчистки частот не был определен, сетовал летом прошлого года Никифоров на заседании правительства. Дело в том, что перевод существующих специальных радиосредств в другие диапазоны означает разработку и закупку нового оборудования. Но по закону все закупки Минобороны должны проходить через оборонзаказ и финансироваться из бюджета. При этом сам бюджет не подразумевает целевых поступлений. Это означало, что, даже если операторы будут переводить деньги на конверсию в бюджет, это не гарантирует ни выделения этих денег военным, ни того, что они будут закупать именно это оборудование и на эти суммы. Тем более что план конверсии, существующий у Минкомсвязи, никак не увязан с планом Минобороны по оборонзаказу, сетовал Никифоров. Более того, по расчетам военных, на конверсию уйдет 10 лет и 100 млрд руб., но конверсию надо завершить уже в 2014 г., настаивал Никифоров.

В итоге спустя почти год после распределения частот операторы так и не приступили к их расчистке. В ближайшее время программа конверсии должна наладиться, но пока она напоминает басню Крылова про лебедя, рака и щуку, говорит директор по развитию радиочастотного ресурса МТС Олег Алексеев. В роли героев басни он видит спецпользователей, Минкомсвязи и операторов, каждый из которых решает свои задачи, которые пока не приведены к одному знаменателю.

Тем не менее назвать эксперимент регулятора по раздаче нерасчищенных частот операторам неудачным нельзя, уверена Гульнара Хасьянова, исполнительный директор «Союза LTE» (подробнее см. стр 18). По ее словам, операторы около полугода вели активные переговоры со всеми заинтересованными участниками. «Союз LTE» подготовил обширный план мероприятий, который затрагивал в том числе изменение законодательства – вопросы, существующие в гособоронзаказе, и еще несколько документов. Министерство в ответ предложило свой, облегченный вариант, чтобы не затрагивать госзакупки и гособоронзаказ – механизм, при котором возмещение идет через плату радиочастотного спектра, говорит Хасьянова. Это менее прозрачная процедура, не ясно, каким образом операторы связи, платя за спектр, смогут оценить, в каком объеме идет поставка и за какие средства, но эту модель можно обсуждать, отмечает она.

Однако, что касается операторов и Минкомсвязи, компромиссный вариант, похоже, найден. Операторы предлагают отложить перевод военных средств связи в другие диапазоны и закупку оборудования, а вместо этого проводить мероприятия по электромагнитной совместимости (ЭМС), то есть устанавливать базовые станции, работающие в том же диапазоне, что и военные средства, но так, чтобы они не мешали работе друг друга.

«Способы конверсии могут быть разными, в основном их три», – объясняет Хасьянова. Первый – ЭМС, на этом принципе построены сейчас сети второго (GSM) и третьего (3G) поколения, говорит она. Второй способ – это модернизация существующего оборудования для обеспечения опять-таки ЭМС, чтобы можно было сосуществовать в одном диапазоне. И третий способ – перевод действующих средств в другие диапазоны.

В случае осуществления конверсии первыми двумя способами пожелание министра провести ее в течение двух лет вполне выполнимо, считает Хасьянова. Министерство одобряет предложение операторов начать конверсию с проведения ЭМС, ведь это сэкономит бюджетные средства, говорит директор департамента Минкомсвязи по госполитике в области связи Кирилл Степаненко. Операторам это тоже упростит конверсию – ведь в нижнем диапазоне, который наиболее нуждается в расчистке, работают в основном средства авианавигации, расположенные главным образом в окрестностях аэродромов.

У операторов есть лицензионные условия по запуску регионов и качеству покрытия LTE-сети до 2019 г., говорит Алексеев. Поэтому, когда первые два способа конверсии не позволят выполнить эти условия, в любом случае придется прибегнуть к переводу военного оборудования в другие диапазоны, вопрос только в том – нужна ли будет полная расчистка спектра, считает он. Операторы должны выполнить лицензионные условия за семь лет, а полная расчистка нижнего диапазона, по оценкам военных, потребует 10–15 лет, и тогда, чтобы выполнить требования лицензии, без ЭМС не обойтись, говорит Хасьянова.

Сначала будут проведены мероприятия по обеспечению ЭМС, затем за счет бюджета пройдет полная конверсия спектра, а затем бюджет получит компенсацию от операторов через ежегодную плату за спектр, объясняет Степаненко. Таким образом, будет решена и проблема невозможности проведения закупки военного оборудования за счет внебюджетных средств.