Экономия: Операторы нанимают субподрядчиков


Компания Ericsson уже 15 лет занимается обслуживанием различных сетей многих операторов – фиксированных сетей, сетей мобильной связи, сетей широкополосного доступа в интернет, а также сетей корпоративных заказчиков. У нас сейчас 950 млн абонентов. В этом году мы предполагаем перешагнуть за 1 млрд абонентов. В связи с этим мы видим Россию как один из рынков, который даст существенную прибавку к абонентской базе.

Ericsson

Производитель телекоммуникационного оборудования. Крупнейшие акционеры (доля голосов): Investor AB (21,37%), AB Industrivarden (14,96%). Капитализация – $38,7 млрд. Выручка в 2012 г. – $33,7 млрд, чистая прибыль – $853,2 млн.

Совсем недавно ко мне попал отчет консалтинговой компании Infonetics. Там приведена интересная статистика о том, что сейчас уже 46% абонентской базы операторов в мире обслуживается не операторами, а сторонними провайдерами, то есть поставщиками managed services (управляемых услуг). А за прошедший 2012 г. рост составил 10%. Мы и по своему бизнесу видим, что идет рост и что эти услуги востребованы операторами.

Для операторов managed services – услуга достаточно известная и понятная. Ее мы предоставляем не только операторам, но и корпоративным клиентам. Еще одна уже известная и устоявшаяся услуга – обслуживание IT-сети компании. Мы это делаем. Один из примеров – Maersk Group. Это компания, которая занимается морскими контейнерными перевозками. У них была потребность в обеспечении покрытия GSM-сетью кораблей для связи экипажа с родственниками, для контроля за работой [экипажа], для отслеживания местоположения контейнеров и температуры в них. Такая сеть была специально построена, и мы занимаемся ее обслуживанием. Это тоже один из возможных вариантов managed services для корпоративных клиентов.

Еще одна интересная сфера приложения managed services для корпоративных клиентов – энергетика. Речь идет об «умных» электросетях, когда со счетчиков, находящихся у клиентов, в автоматическом режиме собираются показания (иногда это делается через сети операторов, иногда – через сети, которые специально построены для этих клиентов). Таких примеров много в Австралии и в Испании, где мы как раз и строили такие сети, и управляем ими, чтобы сократить расходы наших корпоративных клиентов. Поэтому наше понимание услуг managed services: они не только для операторов, но и для бизнес-заказчиков, для корпораций.

Network sharing – это тоже один из способов сокращения затрат, и операторы сейчас широко используют этот подход. Все друг с другом обмениваются инфраструктурой, оптикой, сайтами, башнями и т.д. Что можно прогнозировать в перспективе? Следующим шагом после обмена инфраструктурой станет создание независимой сетевой компании, которая будет владеть инфраструктурой и предоставлять емкость этой сети операторам. Выгоды очевидны: совместная сеть позволит сократить и количество площадок, и оборудование. Все это в конечном итоге приведет к сокращению как капитальных, так и операционных затрат. Тут, конечно, возникает вопрос: в чем преимущества такой независимой компании? Здесь мы видим вариант, который даст возможность операторам более гибко подходить к развитию своих сетей, к их дифференциации. Потому что, если два оператора создают совместную сеть, всегда могут возникнуть разночтения – где ее строить, как развивать, где наращивать емкость... Одному оператору нужно в этой области, второму оператору – в другой. Всегда может возникнуть конфликт. А для независимой компании все операторы в равном положении, и операторы могут дифференцировать общую сеть – по части и покрытия, и емкости.

Конечно, это новое направление, в мире такого рода проектов – единицы. Тем не менее они возникают. Да, мы говорим: managed services – это сокращение операционных затрат. Но оператору для повышения эффективности деятельности, конечно, надо смотреть и на возможность совместного использования сетей.

Тема, которая сейчас у всех тоже на слуху – и у тех, кто занимается предоставлением managed services, и у пользователей, – постепенное изменение классического подхода к этим услугам, когда в качестве SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне качества) и KPI (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности) выступает время устранения аварий, стабильность тех или иных узлов. Сейчас идет миграция к использованию в SLA/KPI опыта пользователя: насколько абонент (в данном случае пользователь – это абонент) доволен предоставлением услуг. И здесь мы уже говорим не только о сокращении затрат с помощью managed services, но также об обеспечении качества сети и, как следствие, об увеличении выручки оператора. То есть это вариант, когда managed services влияют не только на затраты, но также и на часть выручки оператора.

И если мы говорим о customer experience management (управление клиентским опытом), то речь идет не только о классическом подходе операторов к managed services – отдать на аутсорсинг телеком-сеть (то есть базовые станции, коммутации и т.д.), но об IT-инфраструктуре. Единый поставщик [услуги] может создать инфраструктуру и организацию, которая позволит контролировать, мониторить и улучшать эту услугу комплексно или end to end (непрерывной цепью), когда мы не только по сети видим, что происходит с этой услугой, но и в области IT – это OSS/BSS (Operations Support Systems/Business Support Systems – системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса) и т.д.

Преимуществ у такой совместной (и телеком-сети, и IT) эксплуатации, конечно, много. Это и повышение эффективности, и возможность обеспечения пользовательского опыта, и качество предоставления услуг end to end не только с точки зрения сетевого оборудования, но и в целом с точки зрения восприятия этой услуги абонентом. И, конечно, большие возможности с точки зрения сокращения затрат.

Разумеется, следует учитывать, что в целом бизнес managed services не является высокомаржинальным по сравнению с другими областями бизнеса. Так что, входя в такой проект, следует внимательно оценивать эффективность, которой можно достичь, ведь без правильного планирования маржинальность просто упадет – тогда проект становится неинтересным поставщику услуг, и, как следствие, это становится неинтересно оператору. Но поскольку у нас достаточно много опыта в этой области (заключено более 300 контрактов), входя в такого рода проекты, мы просчитываем маржинальность и каждый проект рассматриваем индивидуально, чтобы он был для нас выгоден. Если мы в этот проект заходим, то ожидаем получить прибыль.