От редакции: Священная дойная корова

М.Стулов/ Ведомости

Отказ правительства от сакраментальной мечты о равнодоходности цен на газ внутри и вне страны окончательно закрепит за «Газпромом» статус политически мотивированного бизнеса. «Газпром» одновременно и священная, и дойная корова для российской власти. В зависимости от экономического момента он может получать специальные льготы или же, наоборот, специальные ограничения. К сожалению, в качестве священной коровы «Газпром» остается непрозрачным, и даже в сложных экономических условиях надеяться на внутренние реформы и снижение издержек трудно – компания уже заявила, что будет сокращать инвестпрограмму.

Переход на равнодоходность не подвергался сомнению лет десять, правда, постоянно сдвигались сроки – 2007, 2011, 2014, 2015 г. Впрочем, рост тарифов на газ для внутреннего потребления все равно не совпадал с прогнозами цены на нефть (а именно от нее «Газпром» привык высчитывать цену газа), так что и в 2015 г. равнодоходность бы не сложилась. Тем не менее политическое ограничение роста тарифов Владимиром Путиным – серьезный удар по «Газпрому»: он недополучит до $60 млрд выручки, по расчетам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина.

Можно пожалеть компанию, которая столкнулась с нерыночным регулированием. Но сам принцип равнодоходности, особенно в сочетании с ценой, производной от цены нефти в Роттердаме, вовсе не выглядит рыночным и либеральным – скорее это государственное планирование.

В последнее время «Газпром» вынужден идти на некоторые уступки покупателям в Европе (прежде всего на скидки), поскольку там ему приходится конкурировать со спотовыми ценами.

Цена газа для российского населения остается низкой – по данным майского исследования «РИА Новости», в среднем в 6,6 раза ниже, чем в Европе. Но на свои доходы гражданин России может купить лишь в 2–3 раза больше газа, чем средний европеец. Если сравнивать цены для крупных промышленных потребителей в России и США (рыночная цена), то они сейчас примерно равны.

Экономические причины роста цены на газ неоднозначны. Дорогой газ «Газпрома» в том числе следствие устаревшей формулы цены и долгосрочных контрактов, больших издержек непрозрачного управления, огромных расходов на строительство трубопроводов (расчеты экономической эффективности и маржа посредников вызывают сомнения) и непрофильных расходов на спорт, культуру и социальные проекты.

Строительство трубопроводов имеет геополитическое значение, культура и социалка – внутриполитическое. Нынешнее ограничение роста тарифов – тоже: в кризис надо поддержать промышленность и избирателей. Пока монополист лоялен власти, власть будет закрывать глаза на его стандарты корпоративного управления. Так что жалеть «Газпром» не надо.