Тарифы РЖД остановит инфляция

РЖД будет повышать тарифы в течение пяти лет на уровень инфляции, решено на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича

Минэкономразвития подготовило модель долгосрочного регулирования железнодорожных тарифов. Ведомство предлагает три варианта индексации: инфляция плюс 1,4%, на уровне инфляции и инфляция минус 1,5%, говорится в материалах Минэкономразвития (копия есть у «Ведомостей»). Но индексация тарифов ниже уровня инфляции, отмечает министерство, приведет к сокращению инвестпрограммы РЖД до 2018 г. на 25% (программа до 2020 г. – 5,7 трлн руб.). Эти предложения обсуждались вчера на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича и было решено одобрить долгосрочные тарифы РЖД на уровне инфляции, говорит один из участников (представитель вице-премьера это не комментирует). Представитель РЖД вечером был недоступен для комментариев.

На прошлой неделе президент Владимир Путин предложил правительству ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции. «Рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий должен быть не выше фактической инфляции прошлого года. Такой порядок будет зафиксирован на пять лет начиная с 2014 г.», – сказал президент. Повышение тарифов РЖД на уровне инфляции в течение пяти лет, по мнению Минэкономразвития, позволит профинансировать инвестпрограмму монополии, которая «обеспечит опережающее развитие железнодорожного транспорта», – 2,2 трлн руб. (см. врез). В частности, индексация тарифов на уровне инфляции позволит РЖД профинансировать развитие БАМа и Транссиба (300 млрд руб.), еще 260 млрд руб. на этот проект РЖД получит из фонда национального благосостояния. Но даже при росте тарифов на уровне инфляции РЖД необходимо снижать издержки на 2% ежегодно.

Индексация тарифов на уровне инфляция плюс 1,4% позволила бы РЖД профинансировать инвестпрограмму на 2,56 трлн руб., уровень тарифов ниже инфляции – всего лишь на 1,98 трлн руб., отмечает Минэкономразвития в своих материалах.

Cтарший вице-президент по экономике и финансам Вадим Михайлов говорил, что монополию «устраивает» индексация тарифов на уровне инфляции в 2013 г., если инфляция будет 7% (цитата по «Интерфаксу»). Ранее РЖД просила внести в индексацию тарифа субсидирование пассажирских перевозок (пригородных и дальнего следования).

Грузоотправители просили правительство не привязывать долгосрочные железнодорожные тарифы к инфляции. Об этом в мае написал Дворковичу президент НП «Русская сталь» Владимир Лисин. «Корректнее установить долгосрочные тарифы в виде точной величины на каждый год», – писал Лисин. Привлекать дополнительные средства для развития железнодорожного транспорта нужно не за счет роста тарифов, а путем предоставления гарантированных сроков окупаемости проектов, отмечает автор письма.

Снижение объемов железнодорожных перевозок может привести к снижению нерегулируемой части грузового тарифа (вагонная составляющая), полагают в Минэкономразвития. Рост регулируемого тарифа (инфраструктурная составляющая) ежегодно не достигал и 10%, тогда как нерегулируемая его часть росла на 20–30% каждый год, приводит статистику ведомство.