Маркетинг: Удержать корпоративного пользователя


ООО «САП СНГ»

Разработчик программного обеспечения. Владелец: SAP AG (100%). Первый офис SAP открыт в Москве в 1992 г. Выручка по РСБУ в 2011 г. – 14,4 млрд руб., чистая прибыль – 3,6 млрд руб.

Очевидный факт, что мобилизация в мире становится одним из ключевых трендов развития макроэкономики. Мы видим также еще один тренд: мобилизация происходит не только на уровне консьюмеров, то есть потребителей мобильной связи как отдельных лиц. Происходит очень сильная мобилизация корпоративного бизнеса. Более половины компаний по всему миру уже дали возможность своим сотрудникам использовать мобильный телефон как средство работы при принятии решений, заключении сделок, сервисной поддержке. Я остановлюсь на тех бизнес-моделях XXI века, которые позволяют удержать в первую очередь корпоративных пользователей.

Все больше организаций, в том числе и в России, заинтересовано в том, чтобы их сотрудники могли работать непосредственно на своем мобильном телефоне или планшете. И компания SAP в последние несколько лет предложила рынку такое решение. Оно называется Afaria и позволяет управлять полным парком мобильных устройств организации, управлять безопасностью этих устройств и управлять теми продуктами, которые сотрудники организации могут использовать, чтобы работать в отрыве от своего офисного компьютера.

Чем хорошо это решение? Оно поддерживает любые платформы, что позволяет использовать технологию bring own device. То есть любой сотрудник может использовать мобильное устройство любого производителя – достаточно, чтобы это был просто смартфон. Решение, которое мы предлагаем, интересно не только непосредственно корпоративным пользователям, оно также может стать частью бизнес-модели оператора. И оператор на этом может сделать хороший бизнес и развивать лояльность своих заказчиков.

Если мы говорим о спектре решений, которые интересны корпоративному заказчику, то, очевидно, встает вопрос о платформе, на которой будут разрабатываться данные продукты. Потребность в платформе возникает обычно, когда типов устройств несколько, используется несколько операционных систем и разные типы мобильных устройств. Либо нужно написать несколько различных мобильных приложений. В этом случае экономически целесообразнее использовать платформу для того, чтобы в ее рамках написать кросс-продукт, работающий независимо от того, какая операционная система находится на мобильном телефоне того или иного сотрудника.

Приведу пример нашего сотрудничества со Сбербанком. Речь идет о контроле качества работы 20 000 офисов Сбербанка по всей России с помощью инспекторов. Это так называемый сценарий Mystery Shopper (тайный покупатель). Около 4000 инспекторов в разных регионах ходят по всем отделениям Сбербанка, проверяют качество отделки помещений, чистоту полов, реакцию персонала на ваши запросы. И они в режиме реального времени с помощью мобильного устройства дают полный отчет по определенному набору критериев о том, сколь качественно работает конкретное отделение. Если раньше руководству банка нужны были недели для того, чтобы консолидировать данные и оценить ситуацию по отделениям и принять некое решение, то теперь топ-менеджер банка может получать информацию о том, что происходит в действительности в каждом офисе банка с точностью до секунды.

Как это может реализовать с точки зрения организации дополнительного бизнеса мобильный оператор? Например, такие решения можно предлагать в качестве сервиса. Наши предложения мобильным операторам – это партнерство, в рамках которого разрабатывается набор корпоративных предложений, которые затем как услуга по цене подписки предлагаются корпоративным заказчикам. Таким образом, оператор мобильной связи решает сразу две задачи. Во-первых, он повышает лояльность корпоративного заказчика, поскольку заказчик становится привязанным к использованию не только базовых сервисов, но и сервисов расширенных. С другой стороны, это расширение объема бизнеса, и такие дополнительные сервисы могут принести солидную прибавку к общему обороту телеком-оператора.

Мы сотрудничаем с такими хорошо известными мировыми операторами, как Vodafone, Swisscom, Verizone и Orange. Например, Orange в партнерстве с SAP разработала сразу три пакета услуг для своих корпоративных заказчиков. Базовый пакет включает в себя учет мобильных устройств, которые используют в организации, и корпоративную почту. Второй пакет предусматривает расширенный доступ к корпоративным системам. И третий пакет позволяет полностью управлять контентом, включая его раздачу, закачивание контента в автоматическом режиме по всем корпоративным пользователям, удаление информации (в том числе и конфиденциальной – в случае, например, утери мобильного телефона).

Компания Swisscom разработала 20 корпоративных приложений не для отдельного корпоративного заказчика, а для спектра индустрий. Они выбрали несколько индустрий – такие как ритейл, банкинг, медицинские учреждения... И разработанные ими решения продаются как услуга не отдельному заказчику, а целой индустрии. За небольшие деньги появляется дополнительный пользователь, который пользуется этим ресурсом на телефоне как сервисом – он использует его для обеспечения своей работы как сотрудника, например, медицинского учреждения (скажем, для диспетчеризации приема врачами клиники).

С Verizone мы пошли еще дальше. Здесь мы являемся компанией, которая помогает разрабатывать приложения для корпоративного заказчика, чтобы Verizone дальше продавала их. Тут мы идем по пути маркетинга и в партнерстве с Verizone продвигаем эти законченные решения до конечных корпоративных потребителей.

Следующий шаг использования корпоративных приложений – тотальная мобилизация стандартных бизнес-продуктов. Это и классические IRP-решения, и управление устройствами с помощью Afaria, и управление CRM-системами (Customer Relationship Management), которые по многочисленным просьбам наших заказчиков мы переводим в формат мобильных приложений. По сути, я уже сейчас могу пользоваться практически всеми приложениями SAP только со своего мобильного телефона или планшетного устройства. В ближайшее время можно ожидать, что большое количество корпоративных заказчиков примут решение, что они бы хотели все эти сервисы использовать.

А телеком-операторам продажа такого программного обеспечения в виде законченного продукта даст дополнительную возможность зарабатывать.

И в завершение коснусь проблемы роста объемов передачи и обработки данных. Они действительно растут в геометрической прогрессии.

В партнерстве с американским провайдером T-mobile мы запустили новый программный продукт, который называется HANA (High-Performance Analytics Appliance). По сути, это ультрасовременная база данных XXI века, которая обеспечивает хранение и обработку данных не в классическом формате винчестеров, а в оперативной памяти компьютеров. Это позволяет оператору гораздо быстрее реагировать на изменение среды и быстрее отслеживать результаты своих маркетинговых действий.