«Автодор» недосчитался платы

Доходы от платных дорог пока почти вдвое ниже ожиданий. Темпы строительства отстают от плана, объясняет «Автодор»

Правительство утвердило от­чет «Автодора» за 2012 г. Гос­компания ожидает, что ее доходы от сбора платы за проезд увеличатся за 10 лет в 83 раза: с 474 млн руб. в 2011 г. до 2,1 млрд в 2013 г. и 39,5 млрд к 2020 г.

Но пока «Автодор» план не выполняет. В 2012 г. сборы оказались на 42% ниже запланированного – 750 млн руб. против 1,3 млрд. Деньги поступали лишь с двух платных участков, оба на трассе М4 «Дон» от Москвы до Новороссийска: 22,7 км в Московской области и 47 км – в Липецкой.

Причина недобора – задержки ввода участков в эксплуатацию, пишет «Автодор». Отрезок в Московской области стал платным лишь в октябре 2012 г., а не в апреле. Также предполагалось, что в 2012 г. на М4 «Дон» заработают еще четыре платных участка. Но их запуск задержался из-за оформления земли под пункты взимания платы, указывает «Автодор», участки должны заработать не позднее октября.

Зато доходы от действующих платных участков оказались на 25% выше ожидаемых, успокаивает предправления «Автодора» Сергей Кельбах: «Опасений, что трафик на новых платных трассах будет меньше прогнозного, нет».

Все действующие участки – под управлением самого «Автодора», никто из концессионеров еще не запустил вверенные им отрезки трасс. Первым должен заработать новый выход на МКАД с трассы М1 «Беларусь», его строит консорциум «Главная дорога» (50% у УК «Лидер»), ввод в эксплуатацию намечен на начало 2014 г. В следующем году должен быть запущен и первый участок новой трассы М11 Москва – Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км, его строит Северо-Западная концессионная компания (СЗКК) – СП «Мостотреста» и Vinci.

СЗКК и «Главная дорога» уверены, что их трассы будут востребованными, следует из их проспектов к выпуску облигаций. Нагрузка на транспортную инфраструктуру в Московском регионе высокая и будет только расти, пишет в проспекте «Главная дорога», спрос на услуги платной автодороги по белорусскому направлению будет высоким даже при наличии бесплатной альтернативы. СЗКК указывает, что доходы могут упасть, если из-за экономического спада снизится благосостояние граждан, но на этот случай обещает скорректировать тарифную политику. СЗКК еще не раскрывала будущие тарифы, называлась лишь средневзвешенная ставка в ценах 2008 г. – 3,6 руб./км.

Введение платы за проезд целесообразно лишь на небольшой части дорожной сети, где гарантирован постоянный платежеспособный спрос, напоминает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Таких трасс, как правило, немного, объясняет он: например, во Франции около 9000 км платных дорог, это лишь 1% от общей дорожной сети.