Правила игры: Французский урок для российских вузов

По плану президента как минимум пять российских вузов должны к 2020 г. войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов университетов. Государство взялось за определение небольшой группы вузов, которые будет усиленно развивать за счет выделения серьезных ресурсов.

Со временем подобная стратегия, возможно, позволит в какой-то мере консолидировать научный и преподавательский потенциал в нескольких сильных учреждениях. Проблема, однако, в том, что реформа существующих «динозавров» – это долгий и болезненный процесс, для которого нужны не только деньги.

Вхождение в международные рейтинги потребует от университетов найма на международном академическом рынке сотен профессоров, исследователей и администраторов. Это, в свою очередь, будет означать либо рост размеров университетов, либо необходимость существенного сокращения уже существующих кадров.

В первом случае университеты будут превращаться в неповоротливых бегемотов от науки и образования с закостеневшей бюрократией. Во втором – неминуем рост недовольства среди сокращаемых неконкурентных кадров (а таких, судя по текущим позициям в рейтингах, большинство).

Кроме того, стратегия агрессивного переманивания ведущих ученых из одних центров в другие, «национальные чемпионы», добавит недовольства в вузовскую среду. Кооперация ученых из различных вузов в России и без того плохая. Возьмем экономическую науку в Санкт-Петербурге. В различных университетах города посредственные магистерские программы по экономике растут как грибы, осваивая дополнительные бюджетные средства. При этом не ставится вопрос о том, чтобы остановиться, подумать и вместе создать что-то действительно уникальное и конкурентоспособное на международном уровне.

По словам Жана-Франсуа Тисса, бельгийского экономиста, работающего ныне в отделении ВШЭ в Санкт-Петербурге, такая ситуация свойственна не только России, но и, например, Франции. Французы, однако, в свое время смогли провести тщательную реструктуризацию исследований и кооперации в социальных науках путем объединения в надинституциональные исследовательские центры ведущих ученых из различных университетов.

Таким образом, в частности, была создана Парижская школа экономики (PSE). Ее сформировали в 2006 г., не прибегая к воровству кадров или долгосрочным реформам громоздких учреждений прошлого. Всего за семь лет школа вошла в топ-15 академических исследовательских центров по экономике в мире.

Институты, на базе которых была создана PSE, продолжают выдавать свои собственные дипломы, соответствующие стандартам французской образовательной системы. Под шапкой PSE, однако, у студентов появилась возможность пройти обучение на конкурентоспособных программах у лучших исследователей и преподавателей из различных школ Франции. Никого не обижая, PSE быстро заработала репутацию сильного научного центра, являющегося точкой сбора для ведущих экономистов страны. Пора о подобной стратегии подумать и нам.