От редакции: Страх торможения

U.Bektas/ Reuters

Волнения в Турции и Бразилии последовали за резким замедлением экономического роста в обеих странах. Сегодня рост замедляется в Китае и России. Власти развивающихся стран по-разному встречают перспективу экономического торможения – процесса для них крайне опасного.

Прямая тут связь или нет, но протестному взрыву в Турции предшествовало резкое замедление экономического роста – до 2,2% в 2012 г. на фоне 8–9%-ного роста в 2010 и 2011 гг. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган говорит, что СМИ, банки и террористы организовали протесты, чтобы спровоцировать крах фондового рынка и взвинтить стоимость международных заимствований для страны.

Один из членов кабинета министров Турции объявил на недавней инвестиционной конференции, что заговорщики, готовясь к протестам, создали 200 000 фальшивых аккаунтов в Twitter, придумали протестные хэштеги и заготовили сэндвичи, сообщает Bloomberg. Протестующие в Анкаре, по словам министра, планировали захват резиденции президента и парламента. Как бы ни звучали эти обвинения, это не просто слова: полиция арестовала 40 человек по обвинениям в сотрудничестве с террористами, власти требуют от социальных сетей Twitter и Facebook раскрытия персональных данных и готовят соответствующий закон.

Социальному взрыву в Бразилии также предшествовало замедление экономического роста: в 2012 г. экономика выросла на 0,9% после периода устойчивого роста в среднем на 4% в течение 10 лет. Рост цен, высокие налоги и отсутствие видимых изменений в качестве госуслуг стали главными причинами социальных волнений. Первая реакция президента Бразилии Дилмы Руссефф на протесты тоже была крайне нервной.

Руссефф обвинила СМИ в «информационном терроризме» и не препятствовала жестким действиям полиции. Но, осознав, что противостояние затягивается, власти пошли на диалог.

Руссефф предложила обществу пять «пактов», среди которых референдум о модернизации политической системы и обещание вложить 50 млрд реалов ($22 млрд) в развитие общественного транспорта. Непосредственным раздражающим моментом для начала протестов стало повышение платы за проезд в Сан-Паулу – оно уже отменено.

Китайские власти в отличие от турецких и бразильских не допускают ни истерики, ни широких жестов. Стоит помнить, что китайское замедление будет иметь глобальные последствия, особенно если установленную планку в 7,5% удержать не удастся. Председатель Си Цзиньпин заявил на днях, что рост ВВП не должен быть единственным критерием оценки успехов китайских чиновников. В мае началось снижение темпов роста экспорта, а на кредитном рынке начался кризис. Не исключено, что искусственно сдерживаемые ставки по депозитам придется либерализовать, что может спровоцировать непредсказуемые последствия для госсектора КНР, предполагает Николас Ларди, научный сотрудник Института Петерсона.

Аналитики не раз повторяли клише о том, что развивающиеся страны, как велосипедисты, не падают, пока движутся. Торможение неизбежно будет болезненным для всех. В России процесс еще только начинается, и его последствия пока трудно предугадать.