Юрию Ковальчуку недоступны 26 млрд

У подконтрольного Юрию Ковальчуку банка «Россия» на Кипре зависло 620 млн евро. Банкиры полагают,что это могли быть средства VIP-клиентов или проблемные активы «России»
Принадлежащий Юрию Ковальчуку банк «Россия» совершил непонятную операцию на Кипре/ A.Zemlianichenko/ REUTERS

Заложники Кипра. 52 58

млн «Совкомфлота» хранились в Cyprus Popular Bank, $21 млн «АвтоВАЗа» зависли было в Bank of Cyprus и Laiki Bank, но позже компания была внесена в список тех, счета которых не подпадают под действие закона, предусматривавшего изъятие средств компаний со счетов в кипрских банках.

Банк «Россия» держит 26,3 млрд руб. на депозитах в кипрском банке, следует из его международной отчетности (МСФО) за 2012 г. Название банка в отчетности не раскрыто. Он не подпал под реструктуризацию (т. е. это не Bank of Cyprus или Laiki. – «Ведомости»), однако воспользоваться своими средствами банк «Россия» на момент подготовки МСФО (30 мая 2013 г.) не мог, следует из отчетности.

Это самый крупный счет российского вкладчика, замороженный в банках Кипра (см. врез). Всего российские клиенты, по данным Moody's на октябрь 2012 г., хранили в банках Кипра около 15 млрд евро.

В отчетности «России» на конец 2012 г. эти 620 млн евро отражены как ликвидные активы со сроком возврата в течение месяца, отчетность подписана 30 мая, но в ней оговорка: банк сможет воспользоваться этими средствами после разблокирования, указывает партнер аудиторской фирмы ФБК Алексей Терехов; он считает эти две формулировки конфликтующими.

Экономический смысл этой операции неясен, трудно даже предположить, что это, сетует заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев: агентство ждет разъяснений от банка. Представитель Standard & Poor's от комментариев отказался.

«Не могу представить, что может заставить банк хранить такую сумму на Кипре под 1–2% годовых, ведь договор депозита подразумевает неснижаемый остаток, а ситуация на Кипре давно говорила о том, что средства, и свои, и клиентские, нужно выводить с острова», – удивляется руководитель крупного российского банка.

В самой отчетности говорится, что банк не зависит от этих средств c точки зрения краткосрочной ликвидности и что после снятия временных ограничений сможет пользоваться ими в обычном режиме. «Кипрская юрисдикция удобна в первую очередь тем, что можно за определенную комиссию разместить там любые активы, в том числе проблемные, которые ты не можешь держать на собственном балансе», – говорит один из госбанкиров. Также бывает, что банк размещает депозит на Кипре в интересах своего VIP-клиента, знает он, порой под этот депозит клиент или банк могут получить кредит и тогда депозит служит обеспечением по кредиту.

Это довольно распространенная практика, подтверждает казначей крупного российского банка. «Скорее всего, это обеспечивающий депозит, т. е. он открыт под заранее договоренную сделку или сделки. Если, к примеру, по каким-то причинам в моменте нельзя прокредитовать, то размещают депозит», – объясняет схему топ-менеджер московского банка. «В очень редких случаях такие сделки совершаются по поручению VIP-клиента, но из опубликованной отчетности сложно сказать что-то более четко», – добавляет он.

Внешняя пресс-служба банка «Россия» ответила на вопрос «Ведомостей» о цели такой инвестиции: размещение средств осуществляется в рамках хозяйственной деятельности банка, в связи с чем предоставление дополнительных комментариев по данной теме не представляется возможным. Название аудиторской компании, подписавшей отчетность, внешняя пресс-служба не раскрыла.

Ситуация очень интересная, признается Терехов. Изучив отчетность банка за 2010–2012 гг., он заметил, что банк мог размещать значительные суммы на счетах в кипрских банках несколько лет: «Наиболее вероятная цель – реструктуризация проблемных активов, что никак не назовешь хозяйственной деятельностью». Кроме того, его насторожил тот факт, что банк не опубликовал вместе с отчетностью заключение аудитора: «Аудитор в таком случае мог бы пояснить экономический смысл операции в заключении».

Впрочем, сумма для банка хоть и значительная, но не критичная, считает Терехов: «Исключив ее из состава ликвидных активов, банк не нарушит нормативов ЦБ».