Практика: Мы ищем лидеров перемен


С моей точки зрения, основная корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса – это те налоги, которые он платит. Чем крупнее бизнес и чем масштабнее налоговые отчисления, тем, соответственно, больше денег поступает в государственный бюджет, откуда средства расходуются на все без исключения социальные программы (поддержку пенсионеров, малоимущих и так далее). Поэтому первая и самая главная ответственность бизнеса – быть прибыльным и платить с прибыли все положенные налоги, пополняя государственный бюджет.

Поэтому не случайно проект, который мы выбрали и в который мы вкладываем существенные средства, на котором концентрируем усилия не только АФК «Система», но и дочерних компаний, служит созданию благоприятной для предпринимательства среды. Проект этот называется «Лифт в будущее» и многим уже хорошо известен. Его основная идея заключается в том, чтобы отбирать и поддерживать молодых людей, которые хотят чего-то добиться. На самом деле простое базовое желание добиваться каких-то высот в жизни своим трудом, а не получать все без особых усилий встречается не так часто, как хотелось бы. Мы пытаемся найти молодых людей, готовых много трудиться, и оказать им помощь с тем, чтобы они могли раскрыть свой талант.

АФК «Система»

Инвестиционный холдинг. Основной акционер – Владимир Евтушенков (64,18%), около 19% акций торгуются на LSE в виде GDR, 5,2% – на Московской бирже. Капитализация (LSE) – $8,9 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2012 г.): выручка – $34,2 млрд, чистая прибыль – $946,8 млн. Активы холдинга: МТС, «Башнефть», Башкирская электросетевая компания, Sistema Shyam TeleServices, «Система масс-медиа», РТИ, «Биннофарм», МБРР, «Детский мир», «Интурист», «Медси» и др.

С другой стороны, понятно, что бизнес функционирует в определенной среде, и от того, насколько благоприятна эта среда, зависит его успех. Существует тысяча мелочей в жизни любой частной компании, которые могут сделать ее или более, или менее успешной.

Хочу подчеркнуть, что мы не рассматриваем выпускников программы «Лифт в будущее» исключительно как некий кадровый пул, который принесет бизнес-успех корпорации. Мы в основном работаем с выпускниками школ и студентами первых курсов институтов. Конечно, это кадры, которые уже в ближайшей перспективе могут пойти на самые начальные позиции в какой-нибудь компании, но настоящих работников из них еще растить и растить. Любой компетентный специалист на любой мало-мальски важной позиции – это человек, имеющий пять-восемь-десять лет практического опыта работы. Подавляющая масса людей, которые проходят через «Лифт в будущее», – это все-таки те, кто идет на рынок, в общество. Они в течение следующих пяти-семи лет будут постепенно менять среду в регионах присутствия, отношение людей к бизнесу. Да, из них получатся профессионалы, и через несколько лет, может быть, кто-то из них придет работать в компанию АФК «Система», а может быть, и не придет. Мы точно не ставим таких условий.

Сейчас в рамках программы «Лифт в будущее» мы выстраиваем механизм, к которому могли бы подключиться и другие компании. Мы видим, что по мере его создания число компаний-партнеров растет в геометрической прогрессии, к нам подтягиваются те, кто тоже хочет каким-то образом потратить свои средства на формирование благоприятной для развития бизнеса среды.

Итак, у нас есть основа механизма, позволяющего отбирать таланты, отбирать людей, горящих желанием что-то позитивное совершить для себя, для своей карьеры, для страны, и показать им пути, дороги, помочь в продвижении к цели.

В 2012 г. в программе «Лифт в будущее» активно участвовало около 5 тысяч человек – школьники, талантливые студенты, молодые специалисты. Мы хотим выйти в ближайшее время на 25–30 тысяч активных молодых людей, соответственно, увеличивать возможности «Лифта», чтобы каждый из участников, выпускников этой программы имел мощную поддержку (собственно, она и называется «социальный лифт»). В этом есть большой смысл для нас, потому что инвестиции в таких людей дают мультипликативный эффект. По мере того как эти люди преуспевают в бизнесе, занимают ответственные посты в компаниях, они распространяют вокруг себя идеологию успеха, позитива и стремления развивать предпринимательство. И в итоге формируют ту самую бизнес-среду, о которой я говорил в самом начале.

Поэтому дочерние компании АФК «Система» уже давно занимаются социальными проектами. В крупных структурах, таких как МТС или «Башнефть», программы помасштабнее, у компаний поменьше и программы поскромнее. В течение последних трех лет мы долго размышляли над нашими проектами в области корпоративной социальной ответственности, формулировали различные стратегии и в конце концов пришли к выводу, что усилия всех наших компаний необходимо сконцентрировать на какой-то одной программе, которая даст наибольший эффект именно для формирования нужной нам среды. В итоге мы пришли к программе «Лифт в будущее» – и считаем ее на сегодняшний день достаточно успешной.

Проблема, над которой мы продолжаем активно размышлять: как выбрать ключевые показатели эффективности для программы «Лифт в будущее», как правильно оценить ее успех? Мы хотим оценивать и количество выпускников этой программы, и то, что с этими выпускниками стало, хотим заложить правильный горизонт времени. Понятно, что какой-то результат обязательно будет. Но вот как понять, что этот результат оптимален и что от средств, которые были вложены, получена максимальная отдача? Сейчас обсуждается множество вариантов, как это правильно оценить, но пока к окончательному решению мы не пришли. Я надеюсь, что в этом году мы завершим формирование механизма «Лифта в будущее», в том числе для партнеров. Этот механизм будет абсолютно понятен и прозрачен.

Мы призываем всех, кто заинтересован в этой программе, присоединяться к ней. Надеемся, что программа «Лифт в будущее» будет успешной и полезной для всего общества.