На цыпочки

Екатеринбургский театр оперы и балета выпустил премьеру, название которой звучит музыкой для любого балетомана – En Pointe, что значит «на пуантах»

Программа En Pointe составлена из трех одноактных балетов. Они контрастны: гран па из «Пахиты» Петипа, на которое некогда съезжались еще балетоманы в каретах, противопоставлены две мировые премьеры – Eventual Progress («Необратимый прогресс») молодого англичанина Джонатана Пола Уоткинса и «Вариации Сальери» Вячеслава Самодурова. Вместе с тем первая и последняя части закольцовывают программу, играя с классикой и в классику, подчеркивая преемственность торжеством имперского красного цвета, доминирующего в сценографии Альоны Пикаловой для «Пахиты» и придающего глубину «Вариациям Сальери».

Именно этот 25-минутный балетик, упакованный в красный кабинет, как в бархатную подарочную коробку, стал кульминацией вечера. В его основу легли «26 вариаций на тему испанской фолии» Сальери, давшие спектаклю не столько сюжет, сколько настроение. Самодуров, больше года возглавляющий екатеринбургскую балетную труппу, за это время хорошо изучил ее возможности, сами же артисты справились с культурным шоком от первого столкновения с актуальной хореографией. Поэтому «Вариации Сальери» выглядят куртуазной игрой, в которую бросаются постановщик и исполнители. Самодуров сервирует классические па – те самые, которые перед этим сурово доложили в «Пахите», но то будто выворачивает их наизнанку, то ускоряет раза в два, то меняет плоскость. Сохранить при этом мину звериной серьезности не удается даже самым правоверным артистам. Зато им открывается, что балет – не предмет «классического наследия», а естественное средство коммуникации. Молодым повезло, что в Екатеринбурге они встретились с Самодуровым, которому за двадцать лет карьеры классический танец не только не наскучил, но остался пропуском в прекрасный мир. Тот, который на возвышении, на пуантах.