Дума открыла второй счет

Депутаты приняли в первом чтении проект закона о борьбе с sms-мошенничеством, позволяющий абонентам открывать у оператора второй счет для оплаты мобильного контента. Мера немного запоздала
Следить за расходами на мобильные телефоны станет легче/ М. Стулов/ Ведомости

Второй способ предотвращения мошенничеств – создание отдельного счета для оплаты контентных услуг. Это должно избавить абонента, подписавшегося на сервис недобросовестного провайдера, от риска лишиться всех средств. Этот пункт особенно не понравился мобильным операторам и контент-провайдерам. Люди не станут в массовом порядке регистрировать новые счета, ведь для этого нужно посетить офис оператора и оформить новый договор – значит, по рынку контента будет нанесен удар: такую позицию излагали «Ведомостям» представители МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона». Опасались они и того, что введение обязательного второго счета приведет к закрытию крупных благотворительных проектов по сбору средств через короткие номера. AC&M-Consulting оценивала, что выручка компаний от контентных услуг сократится при таком развитии событий на 70–95%, а введение обязательного согласия абонента уменьшит ее еще на 30–50%.

Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О связи», регулирующие рынок мобильного контента. Разработаны поправки думским комитетом по информационной политике, информтехнологиям и связи, основной целью разработчики называют борьбу с мошенничеством.

В тексте проекта описаны два способа борьбы. Первый – авторизация абонента при оплате сервисов, которые предоставляет ему, используя сеть оператора, сторонний контент-провайдер. Это означает, что человек должен дать явное согласие на оплату услуги. Кроме того, оператор обязан предоставить ему полную информацию о тарифах, содержании услуги и о компании, которая ее предоставляет.

Операторы предложили депутатам сделать второй счет не обязательным, а добровольным и те сочли это разумным: не будет вала обращений абонентов к операторам, каждый человек сможет оформить второй счет тогда, когда сочтет нужным, объяснял «Ведомостям» член профильного комитета и один из авторов законопроекта Сергей Железняк. Правда, в тексте законопроекта, одобренном Думой в первом чтении, второй лицевой счет фигурирует еще в качестве обязательного. Но ко второму чтению это будет исправлено, говорил Железняк. Поправки должны быть внесены не позднее сегодняшнего дня, гласит информация на сайте Госдумы. Правда, руководитель думского комитета по информационной политике Алексей Митрофанов в своем заключении на проект высказывает мнение, что идея с введением второго счета может оказаться не лучшей: мошенники способны дотянуться и до него. Госрегулирование должно стремиться не к дублированию счетов, а к «созданию системы отслеживания лиц, ненадлежащим образом участвующих в оказании контентных услуг», считает Митрофанов.

Законопроект в нынешнем виде несет огромные риски для отрасли: с одной стороны, он не обеспечивает исчерпывающей защиты абонента от мошенников, с другой – обязательные дополнительные счета для оплаты контента внезапно отсекут от контент-услуг огромные массы лояльных пользователей, предупреждает председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова. Другое дело – добровольный второй счет: он позволит абонентам контролировать расходы, не создавая барьера для пользования услугами. Двойная авторизация (когда абонент подтверждает согласие воспользоваться сервисом, дважды отправляя sms) также создаст проблемы и для провайдеров, и для абонентов: например, если для получения полной версии игры пользователю придется выходить из приложения, чтобы отправить подтверждающее sms, то в игру он, скорее всего, не вернется, уверена Анциферова.

Впрочем, мобильный контент начал терять популярность еще до того, как законодатели задумались о борьбе с мошенниками. Если выручка от передачи данных в I квартале 2013 г. выросла к аналогичному периоду прошлого года на 27,6%, то продажи контента снизились на 5%. Традиционный рынок мобильного контента сужается, но принятие антимошеннического закона все равно своевременно: только в 2012 г. злоумышленники заработали около $190 млн, напоминает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. Доходы от продажи контента, по ее прогнозам, будут снижаться и дальше: большую часть этого сегмента формируют микроплатежи, которыми часто пользуются мошенники, а операторы с ними активно борются.

Кроме того, сотовые операторы и контент-провайдеры столкнулись с серьезными глобальными конкурентами вроде Google и Apple: абоненты все чаще покупают приложения в онлайн-магазинах этих компаний. Модель потребления и предоставления контент-услуг меняется: сервисы, основанные на sms, замещаются услугами, основанными на передаче данных, соглашается партнер контент-провайдера i-Free Кирилл Горыня.