Гендиректора требуют аккуратности

Медианное значение оплаты труда гендиректора за 2012 г. подскочило на 16%, выяснили консультанты Equilar. Это в среднем, а в отдельных случаях прибавка к жалованью могла составить десятки и сотни процентов

Первые статистические дан­ные о динамике вознаграж­дения гендиректоров пуб­личных мировых компаний оставили консультантам много надежд на лучшее. В конце концов, по апрельским данным компании Equilar, специализирующейся на анализе компенсационных пакетов менеджеров высшего звена, оплата труда первой сотни самых высокоплачиваемых директоров в 2012 г. в среднем повысилась лишь на скромные 2,8% и достигла $14 млн.

Возможно, отмечали консультанты, доходы гендиректоров удалось сдержать за счет вялых темпов экономического роста, а может быть, отмечали другие, все дело в активной жизненной позиции акционеров, которые по американским и европейским законам получили право голоса при определении компенсационных пакетов менеджмента. Но к апрелю 2012 г., когда были опубликованы первые данные, они были не вполне релевантны: картина сложилась не полностью.

В конце июня, когда исследователям удалось достроить картину с компенсационными пакетами до логического завершения, их ожидал сюрприз. По уже полным данным, медианное значение оплаты труда гендиректора за 2012 г. подскочило на 16%. Но это в среднем, а в индивидуальных случаях прибавка к жалованью могла составить и многие десятки и сотни процентов, а доходы акционеров могли сократиться.

Скажем, оплата труда Ларри Эллисона, гендиректора Oracle, за 2012 г. выросла на 24%, а доходы акционеров сократились на 22%. У Роберта Котика, гендиректора Activision Blizzard, оплата труда подскочила на 680%, а доходы акционеров сократились на 12%.

В типичном пакете гендиректора из первых двух сотен большую часть (по подсчетам Equilar, около 60%) составляют компоненты долгосрочного вознаграждения (как правило, это ценные бумаги – акции и опционы). Наличными типичный гендиректор получил за год в среднем лишь $5,3 млн, а различными видами ценных бумаг – до $9 млн. За время своей службы на нынешнем посту типичный гендиректор в среднем накопил таких ценных бумаг на $51 млн.

В 2012 г. американцы не перестали ходить в рестораны сети Chipotle Mexican Grill: ее выручка выросла на 29%, но доходы акционеров сократились на 12%. Оплата труда гендиректора при этом подросла на 2%. В компании Ford все совсем по-другому: выручка компании сократилась на 72%, но доходы акционеров возросли на 22%, оплата же труда гендиректора компании Алана Муллали сократилась на 29% до $21 млн. Почти столько же заработал за год и Том Уорд, гендиректор SanRidge Energy. Вот только ее выручка в 67 раз меньше. Зато она выросла за год на 64%. Сама компания же оказалась на одном из последних мест в первых двух сотнях по динамике доходов акционеров – инвесторы потеряли 22%, некоторым утешением им может служить то, что и компенсация гендиректора сократилась на 18%.

Комитеты по компенсациям советов директоров американских и британских компаний прекрасно знают, в каких условиях им приходится работать, указал «Ведомостям» Эндрю Пейдж, консультант AON/Hewitt. Политическое давление на них усилилось многократно, особенно после кризиса 2008 г., подчеркивает он. И довольно часто это оправданно: система вознаграждения менеджмента во многих компаниях работает в нештатном режиме и дает серьезные сбои. Но в других случаях критика комитетов по вознаграждениям была по меньшей мере непрофессиональна. Есть риск, что давление регуляторов приведет к стандартизации пакетов схем вознаграждения, которая едва ли послужит интересам каждой конкретной компании, говорит Пейдж. Да и консервативный подход к оплате труда далеко не в каждой ситуации оправдывает себя. Так что вместо единых для всех правил и границ стоило бы предложить набор принципов. Тогда каждая крупная компания могла бы либо подписаться под ними, либо в явном виде объяснить инвесторам и акционерам, почему считает это необязательным, завершает Пейдж.