Страстная зависимость

«Сопричастность. Диего Ривера и Фрида Кало» – бледная фотовыставка о ярких отношениях двух художников
Диего Ривера и Фрида Кало, 1940 год/ Национальный институт антропологии и истории

Выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер организована посольством Мексики и относится к разряду передвижных. Она компактная и недорогая, поскольку никаких ценных негативов и снимков не содержит, только современную печать с архивных фото. С другой стороны, тема – самая выигрышная, про любовь и революцию. 36 фотографий иллюстрируют историю совместной жизни двух самых популярных героев Мексики – Диего Риверы и Фриды Кало. Историю столь бурную и драматичную, что стала основой для романов и кинофильмов, где излагаются реальные события, кажущиеся невероятнее самых сложных выдумок.

К сожалению, добродушный грузный Диего и чернобровая крошка Фрида – герои не всех снимков. Начинается выставка с представления – несколькими эффектными кадрами – мексиканской революции, застигшей Риверу в Париже, а Кало младенцем. И тут, конечно, хотелось бы более развернутых комментариев – для тех, кто не помнит, кто такая была Тина Мадотти и почему Кало изменяла Ривере со Львом Троцким. Но пояснения к выставке написаны пунктирно, для тех, кто знает обстоятельства большой истории и бурной личной жизни темпераментной пары, принимавшей активное участие в творении этой истории. Переведены пояснения, кажется, автоматом.

Положение спасает только то, что личности, запечатленные на этих фотографиях, были мощными, темпераментными. Их не спутаешь с обывателями, несмотря на старания неумех-фотографов. Пара, которая внешне должна бы выглядеть комически, смотрится только героически или трагически. Даже на незатейливой свадебной фотографии 1929 года, где жених с невестой смотрят прямо в объектив, чувствуется не взаимное чувственное притяжение, а высокое нервное напряжение. Не говоря уже о фотографии, также свадебной, но уже 1940 года, когда они вновь соединяются после года развода. Уже очень знаменитые, испытавшие всего сверх меры, больные.

Впрочем, в интернете легко найти более эффектную подборку фотографий Риверы и Кало. А поскольку на выставке нет ничего подлинного, никаких преимуществ перед экраном домашнего компьютера у нее нет.

До 28 июля