Дух вышибает

Американцы считают себя нацией предприимчивых людей. Но в последние годы предпринимательский дух в США стал постепенно выветриваться

Американская экономика про­цветала отчасти благодаря динамизму – способности быстро создавать и сокращать рабочие места – и быстрому обороту человеческого капитала», – говорит Джон Хэлтиуэнджер, экономист из Мэрилендского университета, который изучает причины сокращения количества предпринимателей в США. «Мы потеряли свой главный козырь», – сожалеет он.

Мобильность и способность к динамичному развитию всегда подразумевают некоторый риск. Но, как показывают многочисленные исследования американских экономистов, все больше американцев не хотят рисковать, предпочитают стабильность.

Максим Шиллебекс, амбициозный 28-летний аспирант Университета Вашингтона в Сент-Луисе, занимается проблемами генетики. Кроме того, у него есть диплом экономиста.

Шиллебекс помог знакомым студентам создать консалтинговую фирму, которая консультирует местные молодые компании по вопросам науки. Но несмотря на большой энтузиазм, опыт работы с начинающими компаниями и интерес к предпринимательству, молодой ученый не хочет создавать собственный бизнес. Он планирует после аспирантуры устроиться в крупную консалтинговую фирму или в какой-нибудь фонд прямых инвестиций. «Лично я не хочу рисковать», – говорит он.

Позиция Шиллебекса типична для современной американской молодежи. Многие даже связывают потерю интереса к предпринимательству в американском обществе с проблемой старения американского населения. «Хорошая работа с приличной зарплатой в процветающей компании кажется более легкой и соблазнительной. Люди думают: «Зачем я буду работать в компании моего отца или создавать свой бизнес, если придется работать от рассвета до заката семь дней в неделю. Лучше устроиться на работу куда-нибудь в Home Depot, получать $150 000 в год, отдыхать по выходным и ездить в отпуск», – объясняет Генри Хатчесон, президент консалтинговой компании Family Business USA.

Многие экономисты считают также, что развитию малого бизнеса в США мешает растущее влияние в экономике крупных корпораций. Почти во всех отраслях небольшим компаниям становится труднее соперничать с гигантами. Например, маленькому книжному магазинчику уже недостаточно продавать хорошую подборку литературы или привлекать посетителей уютной атмосферой. Ему приходится конкурировать с крупными национальными книжными сетями и с такими интернет-гигантами, как Amazon. Кроме того, на занятом рынке у начинающих предпринимателей все меньше шансов создать по-настоящему успешный бизнес, который может вырасти во второй Amazon или Wal-Mart, говорят эксперты. Понимание этого отбивает у многих охоту начинать свое дело.