Европа сделала ставку

Европейские центробанки пытаются расшевелить экономики. Вчера ЕЦБ и Банк Англии не просто оставили процентные ставки без изменения – 0,5%, но предупредили, что долго не будут повышать ставки. А председатель ЕЦБ Марио Драги к тому же пригрозил банкирам отрицательным процентом по депозитам
Марио Драги позволил себе словесную интервенцию/ Ralph Orlowski/ Bloomberg

Совет управляющих ожидает, что базовые ставки останутся на нынешнем или более низком уровне в течение продолжительного периода времени. Эти ожидания связаны с благоприятными прогнозами инфляции на среднесрочную перспективу, общей слабостью реального сектора экономики и вялой динамикой финансовых рынков», – говорится в заявлении ЕЦБ по итогам вчерашнего заседания. Нынешние 0,5% не являются нижним пределом для базовой ставки, уточнил затем Драги, отвечая на вопросы журналистов.

Представители ЕЦБ неоднократно заявляли, что никогда не будут заранее давать обещания проводить определенную денежную политику, напомнил перед пресс-конференцией Драги главный экономит по Европе Capital Economics Джонатан Лойнс, но Драги в этом отношении занимает более мягкую политику, чем его предшественник Жан-Клод Трише, и в общих словах уже уверял участников рынка, что скорого завершения ультрамягкой политики ждать не стоит. «Однако это не помешало рыночным ставкам вырасти, поэтому, чтобы ослабить повышательное давление, вполне может потребоваться достаточно твердое обещание» со стороны Драги, полагал Лойнс.

Это обещание они получили, написал он в отчете после выступления президента ЕЦБ. «Беспрецедентный шаг ЕЦБ, которым тот присоединился к другим центробанкам, дающим ориентиры будущей денежной политики, можно приветствовать», он последовал через несколько часов после того, как «Марк Карни отметил свой приход в Банк Англии более четким указанием на будущую динамику процентных ставок в Великобритании», указывает Лойнс.

Новый руководитель Банка Англии также неожиданно заявил, что повышения процентных ставок в ближайшее время не будет: «По мнению комитета [по денежной политике], текущая экономическая ситуация в стране не дает оснований полагать, что базовая ставка Банка Англии может быть повышена в будущем». Банк Англии также сохранил лимиты программы выкупа облигаций (375 млрд фунтов).

Банк Англии хочет, чтобы ожидания в отношении рыночных процентных ставок вернулись на уровень начала мая, указывает Майкл Сондерс, аналитик Citi. Сондерс ждет, что на следующем заседании в августе ЦБ официально представит ориентиры по своей базовой ставке, чтобы оказать «еще большее понижательное давление на доходности» гособлигаций.

Рынки приветствовали решительность и откровенность руководителей европейских центробанков. Доходность 10-летних облигаций Португалии, взлетевшая в последние дни из-за политического кризиса, снизилась сильнее всего – на 0,2 процентного пункта до 7,135% годовых (см. график на стр. 15). Кроме нее самым значительным снижением стоимости заимствования отреагировали рынки периферийных стран еврозоны: доходность гособлигаций Испании снизилась на 0,07 п. п. до 4,686% годовых, Италии – на 0,55% до 4,44%, а вот Германии – всего на 0,02 п. п. до 1,64%.

«Коротко говоря, ЕЦБ использует словесные интервенции, чтобы снизить рыночные ставки», – говорит Аннализа Пьяцца из Newedge Strategy. Но в долгосрочной перспективе они не «отвяжутся» от доходностей казначейских облигаций США и, если те продолжат расти, доходности европейских бондов тоже будут повышаться, пусть и в меньшей степени, если центробанки Старого Света продолжат придерживаться ультрамягкой политики, считают в Capital Economics.

Фондовые рынки также с энтузиазмом встретили заявления ЕЦБ и Банка Англии. Европейские акции после выступления Драги показали самый значительный рост за последние два месяца: панъевропейский индекс Stoxx Europe 600 подскочил на 2,2%. Фьючерс на S&P 500 прибавил 0,7% (американские рынки вчера были закрыты в связи с празднованием Дня независимости). А вот евро сильно ослаб: его курс снизился на 0,8% до $1,29.

ЕЦБ также оставил депозитную ставку на нулевом уровне, при этом Драги сообщил, что руководство банка обсуждало возможность введения отрицательной ставки.

Технические возможности для этого у ЕЦБ есть. Отрицательная ставка может быть введена, для того чтобы стимулировать банки забирать деньги с депозитов в центробанке и вкладывать их в реальную экономику.

Снижение базовой ставки не окажет особого воздействия на экономику, «было бы хорошо услышать о мерах, которые стимулировали бы кредитование малых и средних предприятий», говорит Мари Дирон, старший советник по экономике EY Eurozone Forecast. Такой мерой, по ее мнению, могло бы быть смягчение залоговых норм, чтобы сделать выдачу таких кредитов более привлекательной для банков.

ЕЦБ и Банк Англии всерьез обеспокоились тем, что рост ожиданий относительно ставок и доходностей, вызванный планами ФРС США начать сворачивание программы выкупа облигаций, не оправдан экономической ситуацией в Европе и может подорвать хрупкое восстановление ее экономики, добавляет Лойнс. На пресс-конференции в ответ на вопрос о том, может ли его заявление о продолжении ультрамягкой политики, спровоцировавшее резкий рост доходностей бондов по всему миру, рассматриваться как реакция на планы ФРС, Драги ответил: «Я провожу денежную политику в юрисдикции еврозоны». «Мы реагируем не на заявление какого-то другого центробанка, а на изменения в среднесрочных перспективах. Как нам лучше всего реагировать на всплеск волатильности? Это может быть временное явление или длительные изменения. Именно поэтому мы сегодня даем представление о нашей политике на будущее», – добавил он.