Главный по Москве

Столичное управление ЦБ возглавил директор надзорного департамента Алексей Плякин. Его влияние намного меньше, чем у ушедшего на пенсию Константина Шора, и полномочия тоже могут сократиться
Алексей Плякин вряд ли будет надзирать за крупнейшими банками/ mbk.spb.ru

Ольга Плотонова

Ведомости

Оназначении Плякина руководителем Московского главного территориального управления (МГТУ) ЦБ сообщил вчера Центробанк. Плякин уже работал в МГТУ – до октября 2008 г. он был замначальника по надзору, но в кризис его позвал своим заместителем директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский (сейчас – первый зампред ЦБ). В центральном аппарате Плякин курировал надзор за банками Московского региона, а с февраля 2012 г. возглавил департамент банковского надзора ЦБ.

«Плякин отлично разбирается в банковском надзоре, хорошо знает именно московские банки», – говорит сотрудник ЦБ, правда, он «тщательный исполнитель, а не креативщик, но там не надо креативить», говорит другой его бывший коллега.

Плякин сменил Константина Шора, который возглавлял столичный главк ЦБ более четверти века с конца 1980-х гг. и долгое время был одним из самых влиятельных людей в ЦБ. Из рук Шора получали лицензии все крупнейшие банки, долгое время надзор за московскими банками – а это больше половины банков страны – был сосредоточен в МГТУ. Но с приходом в ЦБ Сергея Игнатьева в 2002 г. ключевые решения стали приниматься в центральном аппарате. На местах остались мониторинг и контроль за исполнением решений комитета банковского надзора. Крупные банки с тех пор ходили решать проблемы на Неглинку, в центральный аппарат, а Шор помогал остальным, рассказывает один из банкиров.

Сейчас в Москве зарегистрировано 505 банков, у 20 из которых уставный капитал превышает 10 млрд руб.

Связаться с Плякиным вчера не удалось. В отличие от Шора он не входит в совет директоров ЦБ. Правда, такой шанс у него есть: Госдума собирается до октября полностью переизбрать совет.

Плякин вряд ли добьется того влияния, которое было у Шора. «Все сильнее лоббируется идея воссоздать ОПЕРУ-2 – управление по работе с крупнейшими банками, возможно, через два-три месяца уже все будет решено», – сообщил «Ведомостям» человек, близкий к ЦБ. Впервые возродить ОПЕРУ-2 публично предложил месяц назад президент ВТБ Андрей Костин: «Известно, что регулирование банковской системы ведется Центробанком на базе единого централизованного подхода, причем часто он основан по принципу «бегущего последним». Мы считаем возможным и необходимым ставить вопрос о внедрении индивидуального подхода к деятельности отдельных банков и введении в надзор принципа мотивированного суждения. Мне кажется, можно было бы подумать над воссозданием ОПЕРУ-2: нам все равно основные вопросы приходится решать на Неглинке, все равно в кабинете Симановского или каком-то другом. Но двойной контроль (с учетом надзора со стороны московского ГТУ ЦБ) нам кажется излишним».

«Мне пока эта идея не нравится. Нынешние два контура надзора меня вполне устраивают. Создание ОПЕРУ-2 потребовало бы более серьезных изменений», – позднее комментировал эту идею экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев.

Операционное управление – 2, созданное в 1996 г., до 1998 г. работало с крупнейшими российскими банками и подчинялось напрямую центральному аппарату ЦБ, минуя территориальные управления. Плякин успел поработать заместителем руководителя ОПЕРУ-2. Под надзор попало 14 крупнейших российских банков, сосредоточивших около 2/3 активов банковской системы и 90% вкладов населения. Банкам при этом гарантировалась поддержка со стороны государства. Но во время кризиса 1998 г. ЦБ пришлось предоставлять ряду из них стабилизационные кредиты, а часть из этих банков обанкротилась. С приходом в ЦБ Виктора Геращенко ОПЕРУ-2 было слито с МГТУ.