МТС оценила помощь Vodafone


Благодаря партнерству с Vodafone МТС сэкономила за последние полтора года на закупках более 2,5 млрд руб., рассказала представитель оператора Ирина Агаркова. Это около 2,9% от всех капзатрат компании в прошлом году. Экономия была достигнута за счет стандартизации спецификаций оборудования и программного обеспечения, а также благодаря тому, что у МТС есть доступ к базе данных Vodafone о ценах на оборудование в разных регионах – российский оператор может выбирать, у какого поставщика что выгоднее покупать. В результате МТС удавалось менять коммерческие условия сотрудничества с основными поставщиками в свою пользу, говорит Агаркова.

Кроме этого МТС получила дополнительные скидки, закупая совместно с Vodafone серверы HP, оборудование ЕМС, программные системы SAP и Oracle. Всего МТС и Vodafone заключили трехсторонние соглашения более чем с 30 вендорами. По некоторым контрактам МТС удалось сократить затраты на закупку и обслуживание оборудования более чем на треть.

Стратегическое соглашение с Vodafone (в тот момент крупнейшим в мире мобильным оператором по выручке) МТС заключила в 2008 г. Она стала одним из 40 партнеров Vodafone в мире. Соглашение предусматривало не только возможность покупать оборудование и софт со скидками, оно давало компании право внедрять на всей территории присутствия (кроме Белоруссии) услуги и продукты Vodafone. Например, в 2010 г. МТС начала внедрять платформу дистрибуции контента Vodafone 360: она должна была стать витриной для продажи мобильного контента – музыки, видео, приложений. Правда, этот проект не выдержал конкуренции с глобальными контентными платформами от Apple и Google, и сама Vodafone осенью 2011 г. объявила о его закрытии.

Агаркова говорит, что выстроенная система закупок позволяет МТС дополнительно экономить на капитальных и операционных затратах при приобретении оборудования, ПО и абонентских устройств. В результате оператор более эффективно инвестирует. Она подчеркивает, что эффект в 2,5 млрд руб. дало исключительно партнерство с Vodafone, помимо этого МТС экономит и сама на внутригрупповых закупках.

Эффективность закупок повышают и конкуренты МТС. Например, российский «Вымпелком» с конца 2009 г. входит в международный холдинг Vimpelcom Ltd. Благодаря централизации закупок в Vimpelcom затраты «Вымпелкома» на покупку оборудования разного типа только в 2011 г. снизились темпами, достигающими 50%, говорит его представитель Анна Айбашева. Сейчас «Вымпелком» получает скидку в 5–17% от стоимости оборудования.

А «Мегафон» весной этого года вступил в партнерскую программу испанской Telefonica, в которую уже входят такие операторы, как China Unicom, Telecom Italia, SingTel и др., работающие в 54 странах мира, напоминает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Предполагается, что и «Мегафон» может работать со всеми этими компаниями. Участие в партнерской программе позволяет увеличить совместные закупки оборудования, предоставлять дополнительные сервисы за пределами России для крупных международных компаний, говорит Дорохина. Масштабы экономии от партнерства с Telefonica она не раскрывает.