Японцы прозванивают зарубежные активы

Крупнейший сотовый оператор Японии NTT DoCoMo задумался об экспансии на зарубежные рынки. Его конкурент SoftBank как раз недавно договорился о покупке американской Sprint Nextel за $21,6 млрд

NTT DoCoMo

Японский оператор мобильной связи. Капитализация на Нью-Йоркской фондовой бирже – $64,77 млрд. Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 31 марта 2013 г.): Выручка – 4,47 трлн иен ($47,5 млрд), чистая прибыль – 485,3 млрд иен ($5,16 млрд).

NTT DoCoMo, крупнейший по числу абонентов сотовый оператор Японии, рассматривает возможность покупки зарубежных активов, рассказал в интервью Financial Times его президент и гендиректор Каору Като. Компания намерена покупать активы за рубежом, «если появится подходящая возможность», сказал он.

С 1998 по 2001 г. NTT DoCoMo, которую тогда возглавлял Кеидзи Татикава, активно инвестировала в миноритарные пакеты зарубежных операторов – например, американской AT&T и нидерландской KPN. Но через несколько лет, после «кризиса доткомов», стало ясно, что инвестиции были неудачными, и купленные активы пришлось продавать с большими убытками. Например, 20% акций британского оператора Hutchison UK, приобретенные в 2000 г. за 1,2 млрд фунтов стерлингов, в 2004 г. были проданы всего за 120 млн фунтов стерлингов.

На сей раз, по словам Като, NTT DoCoMo намерена фокусироваться прежде всего на Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Впрочем, для нас интересны и другие рынки, в частности Европа, где у нас уже есть активы», – добавил он.

DoCoMo, отделившаяся в 1991 г. от бывшего национального монополиста Nippon Telegraph & Telephone, долгое время доминировала на японском рынке связи. Но в последние годы ее все агрессивнее теснят KDDI и SoftBank, занимающие в списке ведущих операторов Японии второе и третье места соответственно. Обе эти компании являются вдобавок дистрибуторами iPhone.

Финансовый год, завершившийся для DoCoMo в марте 2013 г., был неудачным. В предыдущие два года компания тоже теряла клиентов, но на этот раз был поставлен своеобразный рекорд: абонентов, перешедших от NTT DoCoMo к другим операторам, оказалось на 1,4 млн больше, чем привлеченных ею. А вот SoftBank находится, наоборот, на подъеме. В частности, в июне она, оттеснив других претендентов, заключила соглашение о покупке за $21,6 млрд Sprint Nextel, третьего по величине сотового оператора США.

Последней крупной международной сделкой NTT DoCoMo была покупка 26% акций индийского оператора Tata Teleservices за 131 млрд рупий ($2,7 млрд) в 2007 г. Ее индийское совместное предприятие развивалось не слишком успешно, но NTT DoCoMo не собирается выходить из бизнеса. «Мы понимаем, что будет очень трудно, поскольку конкуренция на индийском рынке велика, – признает Като. – Но продолжим прикладывать усилия на этом направлении». В недавнем отчете, представленном регуляторам США, NTT DoCoMo признала, что ее доходы от зарубежного бизнеса «несущественны». Чтобы приостановить отток клиентов, компания планирует сузить линейку предлагаемых телефонов, оставив лишь наиболее популярные модели. Возможно, в эту линейку войдут и iPhone, но это будет зависеть от условий, выдвигаемых Apple, пояснил Като.