Бобур Горыныч

В деревне Никола-Ленивец открыли новое произведение художника Николая Полисского «Бобур». Огромная скульптура, вдохновленная шедевром французской архитектуры, сплетена из родных берез
«Бобур» – органичная часть русского пейзажа/ nikola-lenivets.com

Николай Полисский – гений места Никола-Ленивец. Вот уже тринадцать лет он ставит вокруг деревни на берегу реки Угры свои экологические скульптуры, образовавшие полноценный парк современного очень русского искусства, основанного на народных промыслах и представлениях. И хотя называется такое искусство заимствованным термином «ленд-арт», ничего более почвенного у нас в последние годы не создано.

Кроме объектов Полисского в Никола-Ленивце и вокруг него стоят произведения и других архитекторов и художников, участвовавших в разные годы в фестивале «Архстояние». В этом, как и в прошлом, году Полисский представляет свою работу помимо «Архстояния», презентации его «Бобура» посвящен отдельный праздник с акциями художников, выступлениями музыкантов и актеров.

«Бобур» для Никола-Ленивца органичен и вполне соотносится с прошлыми произведениями Полисского (сохранившимися и уничтоженными), являющимися ироническими интерпретациями исторических и классических архитектурных объектов. Он делал в полях зиккурат из сена, плетенный из аркбутанов, и приблизительную копию шекспировского «Глобуса».

«Бобур», красиво смотрящийся и вблизи, и издали, больше всего похож на двенадцатиголового дракона. Или на какого-то еще русского сказочного персонажа. Возможно, на связку гигантских хоботов. Хотя вдохновлен, и это тоже видно, одним из лучших зданий конца ХХ века – Центром Помпиду, называемым также Бобуром, по имени парижского квартала, где и стоит этот шедевр архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Именно одна из запоминающихся деталей Бобура – откуда ни возьмись взявшиеся изогнутые трубы, похожие на перископы, – и воспроизведена, очень вольно, в Никола-Ленивце.

Полисский говорит, что давно восхищается Центром Помпиду и считает его произведением не архитектуры, а искусства. Арт-объектом – красивым и загадочным, внезапно и неизвестно зачем оказавшимся во французской столице. Еще говорит, что по крайней мере пять участников никола-ленивецкой артели, сооружающей его объекты, настоящий Бобур видели.

В основе плетенного из тонких березовых стволов двадцатидвухметрового сооружения – железная конструкция. Рассчитывалась она по крестьянской сметке, но стоит крепко. Наверх, к смотровой площадке, ведет металлическая винтовая лестница. Сверху открывается вид на родные зеленые просторы – поля и леса Калужской области.

В прежние годы рассказ о художественных новостях Никола-Ленивца обязательно включал в себя жалобы на руководство заповедника «Угра», с территорией которого граничит деревня, или на местные власти, не понимающие позитивного творчества Полисского. Но сейчас никаких жалоб, отношения улажены и с привыкшими к «Архстоянию» и его основателю начальниками, и с хозяином этих мест бизнесменом Максимом Ноготковым, оказывающим Полисскому материальную помощь.

Для полной идиллии не хватает только профессиональных почестей. Художник Полисский регулярно номинируется на две главные отечественные премии в области современного искусства – Кандинского и «Инновация». Но ни разу не получил ни ту ни другую. О большой государственной премии и речи нет. Непонятно, правда, почему.