Мобильным мошенникам дали срок

Депутаты утвердили проект закона о борьбе с мобильным мошенничеством, но в силу он вступит только через 10 месяцев – 1 мая 2014 г. Операторам требуется время, чтобы настроить билинг, а контент-провайдерам – чтобы привыкнуть к новой системе расчетов
Через 10 месяцев воровать деньги с телефона станет сложнее/ DAVID HECKER/ AFP

МТС фактически уже исполняет требования законопроекта о борьбе с мошенничеством, информируя абонентов о стоимости контент-услуг, их содержании и смысле, говорит представитель компании Ирина Агаркова. Оператору осталось лишь доработать системы информирования абонента о том, с какого счета будет списываться плата за контент, на что может уйти несколько месяцев. Введение второго лицевого счета – это создание еще одной билинговой системы, поэтому правильно, что такой счет будет заводиться не для всех абонентов, а только для тех, кто заявит об этом самостоятельно, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Хотя технически «Мегафон» готов исполнить этот закон, срок 1 мая 2014 г. компания считает все же слишком коротким.

Мобильные миллионы. $635

млн заплатили абоненты за мошеннические контентные сервисы в 2008–2012 гг., по подсчетам AC&M-Consulting. Операторы получили 30–35% этой суммы

В минувшую пятницу Госдума приняла поправки в закон «О связи», регулирующие рынок мобильного контента. «За» проголосовали 76% депутатов, рассказал один из авторов проекта, депутат Сергей Железняк. Через пять дней он должен быть одобрен Советом Федерации.

Основная цель поправок – борьба с sms-мошенничеством, количество жалоб на которое значительно выросло в 2012 г., следует из пояснительной записки к законопроекту. Депутаты предложили два основных способа борьбы с ним. Первый – абонент должен дать явное согласие на оплату сервиса, который предоставляет ему, используя сеть оператора, сторонний контент-провайдер (так называемая авторизация абонента). Второй – создание второго абонентского счета специально для оплаты таких услуг: это должно минимизировать потерю средств в случае, если человек подписался на мошеннический сервис.

С момента внесения в Думу законопроект претерпел существенные изменения. В частности, второй счет перестал быть обязательным: оператор может его завести по требованию абонента. О внесении поправки, делающей второй счет добровольным, просили операторы, рассказывал ранее Железняк «Ведомостям». Те объясняли, что абоненты не станут массово заводить отдельные счета для оплаты контента и в итоге рынок контента будет уничтожен. По оценке AC&M-Consulting, введение обязательного второго счета сократило бы рынок контентных услуг на 70–95%. Правда, партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова напоминала, что значительную часть рынка микроплатежей формируют все же мошеннические сервисы: например, в 2012 г. мошенники заработали на sms-сервисах около $190 млн.

Из итогового текста законопроекта также следует, что заработает закон только с 1 мая 2014 г. Для сравнения: пролоббированный российскими кинематографистами антипиратский закон, разрешающий блокировку сайтов с нелицензионными фильмами, принят 21 июня 2013 г., а вступит в силу уже 1 августа – меньше чем через два месяца. А в июне 2012 г. Госдума приняла закон о борьбе с вредной для детей информацией в интернете: закон вступил в силу через два месяца после принятия, а реестр запрещенных сайтов заработал четыре месяца спустя.

Получается, что мошенники могут еще почти год обманывать абонентов, сетует Панкратова из AC&M-Consulting. С другой стороны, у добросовестных участников рынка будет время подготовиться к исполнению закона и пересмотреть стратегию в отношении контента. Ведь они в любом случае пострадают от этого закона – одна обязательная авторизация при оплате услуг снизит выручку этого бизнеса на 40–50%, ожидает Панкратова.

10 месяцев – очень небольшой срок для подготовки к исполнению этого закона, возражает председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова. Введение второго лицевого счета потребует полной перестройки билинга у операторов и, соответственно, изменит всю систему расчетов между ними и контент-провайдерами.

Решение ввести закон с 1 мая 2014 г. – консолидированная позиция отрасли, включая Минкомсвязи, говорит Железняк (законопроект принят с учетом замечаний Минкомсвязи, подтвердило в пятницу ведомство). Депутаты учли еще и то, что операторам нужно успеть подготовиться к вступлению в силу новой нормы закона «О связи», разрешающей абоненту сохранять номер при смене сотового оператора; эта норма вводится с 1 декабря 2013 г., напоминает он.

«Вымпелком» давно усовершенствовал правила подключения подписки на услуги с участием контент-провайдеров, которые составляют около 80% услуг на коротких номерах, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. Ввел оператор и систему двойного sms-информирования абонента (до и после активации подписки) о стоимости услуги, способах ее отключения и контактах провайдера. Также, по словам Айбашевой, запущен процесс потранзакционной сверки операций на коротких номерах.