Слишком много судов


Одна из крупнейших судостроительных корпораций Китая – China Rongsheng Heavy Industries Group сообщила в пятницу, что ожидает роста убытков по итогам первого полугодия 2013 г. из-за ситуации на мировом рынке: «Объем заказов и цены на суда резко снизились. Китайская судостроительная отрасль столкнулась с беспрецедентными трудностями». Rongsheng не конкретизировала размер убытков, в 2012 г. они составили 573 млн юаней ($93,4 млн).

Rongsheng заявила, что обратилась за финансовой помощью к правительству КНР и ведет переговоры о предоставлении кредитов с банками и акционерами. На прошлой неделе ей уже удалось договориться о беспроцентном займе в 200 млн юаней ($32,6 млн) с основателем и крупнейшим акционером Чжаном Чжироном. По оценкам Barclays, задолженность Rongsheng по краткосрочным банковским кредитам – около 15 млрд юаней ($2,4 млрд).

Проблемы Rongsheng показывают, как замедление экономического роста в Китае и недавний кризис ликвидности негативно влияют на судостроение, где в последнее время отмечается перепроизводство, а уровень заимствований очень высок, заключает Джон Уиндхэм, аналитик Barclays в Гонконге. «По всей отрасли банки сократили объем финансирования, доступного для судостроителей, а многие судовладельцы задержали платежи, договорились о продлении сроков оплаты или допустили дефолты», – говорится в заявлении Rongsheng.

Судостроительная отрасль считается стратегической в КНР и в последние 10 лет стремительно развивалась за счет господдержки и дешевых кредитов. Но уже в течение пяти лет может закрыться треть всех китайских верфей. С января по май общее производство новых судов в Китае сократилось до совокупного дедвейта в 17,2 млн т, на 24% меньше, чем год назад. The Wall Street Journal со ссылкой на сотрудника Rongsheng сообщала, что компания за последние несколько месяцев сократила 8000 рабочих, или 40% штата. Лей Дон, секретарь президента корпорации, заявил изданию, что сокращения – не результат финансовых проблем, а часть программы реструктуризации и переориентации производства с балкерных судов на специализированные, предназначенные для отрасли нефте- и газодобычи на шельфе.