«Совкомфлот» причалит в Нью-Йорке

Менеджмент «Совкомфлота» убедил правительство разместить 25% акций пароходства на Нью-Йоркской бирже. Правда, когда состоится сделка, еще неизвестно
М. Стулов/ Ведомости

Основной площадкой для IPO на 25% акций «Совкомфлота» станет Нью-Йоркская биржа (NYSE), рассказали «Ведомостям» несколько близких к совету директоров госкомпании источников. Это предложили менеджмент пароходства и отобранный правительством организатор размещения Deutsche Bank, уточняет один из них. По словам собеседника «Ведомостей», первый вице-премьер Игорь Шувалов и Росимущество идею с размещением на Нью-Йоркской бирже поддержали. «Именно в Нью-Йорке торгуется большинство судоходных компаний и самый большой спрос на подобные бумаги», – объясняет он (см. врез). Вопрос с выбором площадок для IPO «Совкомфлота» будет еще раз решен перед размещением, оговаривается другой собеседник «Ведомостей».

«Велика вероятность, что какую-то часть «Совкомфлоту» придется разместить на ММВБ», – отмечает федеральный чиновник. О том, что приватизационные сделки должны проходить в Москве, неоднократно говорил президент Владимир Путин. «Приватизацию госактивов проведем именно на отечественных финансовых площадках», – заявил он во время Петербургского экономического форума. По его словам, это один из шагов в развитии фондового рынка в России. Впрочем, Путин же говорил, что государство намерено продавать активы «по действительно выгодным, справедливым ценам». Весной на Московской бирже разместил свои акции ВТБ на $3,3 млрд, осенью там планируется продать 14% акций «Алросы». Но менеджмент «Совкомфлота» против размещения части акций в Москве: размещаться придется с потерей в доходности, говорит один из собеседников.

Представители Шувалова, Росимущества и «Совкомфлота» от комментариев отказались.

Нью-Йорк действительно оптимальный выбор для IPO судоходной компании. Там государство может получить наибольшую премию с учетом затянувшегося кризиса на рынке морских перевозок нефти и нефтепродуктов, соглашается аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Ставки фрахта танкеров из-за переизбытка судов на рынке в 2008 г. упали в 2 раза до $25 000–50 000 в день и до сих пор не достигли докризисного уровня. Но с 2010 г. наблюдается рост ставок фрахта на газовозы. А у «Совкомфлота» 10 судов такого типа. Кризис на танкерном рынке отразился и на финансовых результатах пароходства: в I квартале этого года его выручка упала на 6,4% до $201,8 млн, чистая прибыль – на 95,6% до $2 млн, EBITDA – на 30% до $93,1 млн. Правительство за год снизило и оценку «Совкомфлота». Летом прошлого года тогда еще министр экономического развития Андрей Белоусов оценивал 25% пароходства в 25–27 млрд руб. (100–108 млрд руб. за всю компанию). Но весной этого года Минэкономразвития понизило оценку приватизируемого пакета до 10,6 млрд руб. (42,2 млрд руб. за всю компанию).

Продажа 25% акций «Совкомфлота» значится в действующей программе приватизации (до 2013 г. включительно). При этом половину продаваемого пакета должна составить госдоля. А оставшиеся акции продаст сама компания, говорили ранее источники «Ведомостей».

Но когда состоится сделка, собеседники «Ведомостей» сказать не могут. Решения на этот счет еще нет. «Мы не спешим. Компания готова к размещению, смотрим за «окнами», за возможностью это сделать, – цитировал в мае «Интерфакс» руководителя Росимущества Ольгу Дергунову. – Рынки реально сейчас крайне плохие для размещения транспортных компаний». Ранее источники «Ведомостей» в федеральных ведомствах говорили, что продажа блокпакета «Совкомфлота» в 2013 г. не состоится. До конца 2016 г. правительство рассчитывает продать 74,9% «Совкомфлота» (ранее планировалось, что государство полностью выйдет из капитала компании).