От редакции: Холодный прием

ИТАР-ТАСС

Анекдотический случай со сборной России по хоккею многое говорит о состоянии и стоимости отечественной социальной инфраструктуры.

По данным газеты «Спорт-экспресс», хоккейная сборная, которой предстоит бороться за золото Олимпиады-2014, отказалась от запланированного в августе полноценного сбора в Сочи. Причин две: необходимость оплачивать страховки игроков из клубов НХЛ и дороговизна аренды льда на построенных специально к Олимпиаде стадионах. Преимущество своей площадки, которое так важно для решения поставленной родиной задачи, теперь под вопросом – неясно, будет ли возможность у сборной потренироваться до начала турнира. И даже если будет возможность временная, вдруг опять не хватит денег?

Проще (и точно дешевле) было бы потренироваться где-нибудь в Европе или Северной Америке. В этом нет ничего ненормального: граждане России все чаще лечатся, рожают, учат детей и учатся сами, занимаются спортом, делают покупки и получают другие услуги за пределами России, потому что это дешевле и качественнее. В идеале и сочинскую Олимпиаду стоило бы как-нибудь провести не в России – билеты, проживание и транспорт были бы доступнее.

Олимпийские стадионы находятся на балансе госкорпорации «Олимпстрой», ее представители говорили вчера, что расценки на аренду соответствуют нормам, утвержденным Минспорта. Минспорта же финансирует сборные страны. Как бы то ни было, мы наблюдаем здесь конфликт двух государственных рук и двух преследуемых властью целей.

Известно, что победы в большом спорте – важная составляющая государственной патриотической пропаганды. Тем более в таком «российском» виде, как хоккей. Очевидно, что задача выиграть Олимпиаду хоккеистам давно поставлена и какие-то средства на это выделяются. Но есть другая задача, вытекающая из особенностей российской экономики мегапроектов.

Для нее характерны огромные вложения в инфраструктуру с политической, демонстрационной целью, которая оправдывает средства – т. е. огромные, плохо контролируемые издержки. По подсчетам «Ведомостей», стоимость подготовки к Олимпиаде за пять лет выросла почти в 5 раз. Стоимость саммита АТЭС во Владивостоке – тоже за пять лет – в 4 раза. Стоимость чемпионата мира по футболу за два года – в 4 раза (если иметь в виду максимальную оценку Минспорта).

Средства не окупятся – участники олимпийского строительства из числа крупных бизнесменов неоднократно жаловались на это. Востребованность спортивных сооружений после Олимпиады – проблема. Часть из них предполагается перенести в другие регионы. Трудно сказать, почему сегодня не могут договориться «Олимпстрой» и Минспорта (и пытались ли?), – возможно, в «Олимпстрое» считают каждую копейку; а может, в министерстве график финансирования подготовки сборных слишком четкий.

Важно, что эти мегапроекты – концентрированная сущность российской экономики, в остальных областях которой действуют те же принципы. Один из них – повышение издержек как средство увеличения доходов менеджеров и чиновников. Другой – большой коррупционный налог. Наша экономика отличается высоким уровнем монополизации и огромной долей государства. Неудивительно, что стоимость медицинских, образовательных, культурных и физкультурных, транспортных, коммунальных и других услуг в России на пределе доступности, а качество – заметно ниже, чем в развитых и многих догоняющих странах.