Мобильные телефоны в упадке

В первой половине 2013 г. мобильников в России продано меньше, чем годом ранее, подсчитал «Связной». Так происходит впервые после кризиса 2009 г.
Посетители российских салонов связи все реже останавливают выбор на простых мобильных телефонах и все чаще – на смартфонах/ С. Николаев/ Ведомости

Продажи мобильных телефонов в России в первом полугодии 2013 г. снизились в натуральном выражении к аналогичному периоду 2012 г. на 4% до 16,5 млн устройств, говорится в отчете розничной сети «Связной». Это первый случай со времен кризиса 2009 г., когда продажи телефонов падают уже по итогам полугодия, обращает внимание представитель «Связного» Мария Заикина (см. врез).

Полугодия в сравнении. 2009

за первые шесть месяцев этого года россияне приобрели 11,6 млн мобильников, доля смартфонов составляла 8,8%

2010

в первой половине года ритейлеры продали 14,6 млн мобильных аппаратов, из них 8,9% смартфонов

2011

за первое полугодие продано 16,3 млн мобильных телефонов, из них 18% смартфонов

2012

за первые полгода продано 17,16 млн мобильных аппаратов, на долю смартфонов пришлось 28%

2013

за январь – июнь реализовано 16,5 млн мобильных телефонов, 43% продаж составили смартфоны Источник: оценки «Связного»

Тенденция к снижению продаж сотовых телефонов в штуках наметилась еще в I квартале 2013 г. и объясняется снижением спроса на обычные трубки, следует из отчета «Связного». А в денежном выражении рынок растет: по сравнению с уровнем первого полугодия 2012 г. он увеличился на 17% до 91,4 млрд руб. Это происходит за счет смартфонов: за первые шесть месяцев 2013 г. их продажи по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. выросли на 47% и в деньгах, и в штуках (было продано 7 млн смартфонов на 73 млрд руб.). Доля смартфонов в общих продажах сотовых аппаратов составила 43% в натуральном выражении и 80% – в денежном. Тогда как продажи обычных мобильных телефонов и в натуральном, и в денежном выражении снизились – на 23 и 37% соответственно. Покупателей не становится больше, происходит лишь замещение обычных мобильников смартфонами, что и влияет на продажи в штуках, объясняет Заикина.

В «М.видео» в I квартале 2013 г. на смартфоны приходилось 68% всех проданных этой сетью мобильных аппаратов, а по итогам полугодия их доля уже выросла до 72,3%, говорит представитель «М.видео» Антон Пантелеев. Это поддерживается как общей тенденцией перехода абонентов к «умным» устройствам, так и политикой производителей: многие премиальные устройства постепенно переходят в более доступный сегмент, что стимулирует рост спроса на них.

Смартфоны становятся доступнее и проникают в нижние ценовые сегменты, подтверждает статистика «Связного»: если по итогам первых шести месяцев 2012 г. в ценовой категории до 3000 руб. смартфонов не было, то в первом полугодии 2013 г. их доля в этом сегменте составила уже 8%. Доли «умных» телефонов в сегментах 3000–5000 руб. и 5000–7500 руб. увеличились на 16 и 22 п. п., составив 37 и 92% соответственно. При этом средняя стоимость смартфона не изменилась: по данным «Связного», она составляет 10 500 руб.

В розничной сети МТС наиболее быстро в I квартале 2013 г. (итоги полугодия сеть еще не подвела) росли продажи как раз бюджетных смартфонов: годовой прирост продаж превысил 16 п. п., говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Такие смартфоны, по мнению оператора, стимулируют абонентов активнее использовать мобильный интернет. В целом при переходе абонента с обычного мобильника на смартфон его средний счет растет на 70–100 руб. в месяц, добавляет он.

Крупнейший российский сотовый ритейлер «Евросеть» говорил о сокращении продаж сотовых телефонов еще в I квартале 2013 г. (результаты первого полугодия он пока не подсчитал). По данным «Евросети», в январе – марте 2013 г. в России было продано 8,6 млн сотовых телефонов (и обычных, и смартфонов) – на 8,1% меньше, чем за год до этого. «Только по официальным данным, в 2012 г. инфляция в России составила 6,6%. Из-за этого покупатели с низким уровнем дохода, которые чаще всего покупают недорогие телефоны, отложили покупки», – рассказывал «Ведомостям» президент «Евросети» Александр Малис. Доля обычных телефонов на рынке постепенно сокращалась и раньше, отметил он, но стремительное падение продаж в этом сегменте произошло впервые. Это признак надвигающейся рецессии: стагнируют и другие направления ритейла, кроме продуктового, объяснял Малис.

Комментировать полугодовые оценки «Связного» представитель «Евросети» не стал.