Офис ненадолго

В Казани за последние полтора месяца появилось сразу два коворкинг-центра. Такие офисы для временной работы имеют спрос, показывает опыт Москвы и Санкт-Петербурга

Об открытии в среду, 10 июля, коворкинг-центра Workbox рассказал один из руководителей проекта – Вячеслав Бушуев (см. врез). Коворкинг на 120 рабочих мест занимает 500 кв. м – один из этажей бывшей швейной фабрики. Здесь оборудованы рабочая зона и зона отдыха, конференц-зал на 30 человек, комната для переговоров, кухня и спальные места с душевой.

Инвестиции в проект – 4,9 млн руб., из которых, по словам Бушуева, 90% – это небанковские займы.

Аренда одного рабочего места – 6000 руб. в месяц и 400 руб. в день, говорит Бушуев, но в июле и августе он обещает 50%-ные скидки. Стоимость аренды, по его словам, вычислялась исходя из данных по доходам московских коворкингов. Окупить проект он надеется за полтора года.

Такой срок окупаемости получится, если помещения за один год в среднем будут заполнены на 80%, если показатель будет ниже, то потребуется от двух до трех лет, считает гендиректор московского коворкинг-центра Matrixoffice Владимир Колдаев. В Workbox сейчас около 30 арендаторов, говорит Бушуев.

В мае в бывшем здании казанского медико-инструментального завода на 700 кв. м открылся коворкинг-центр «Клевер». Один из совладельцев – Артем Фатхуллин рассчитывает на срок окупаемости от 2,5 до 3,5 года, а получить первую прибыль планирует через 6–8 месяцев.

В Москве около 20 успешно функционирующих коворкингов и еще около десятка закрылись, знает Колдаев. В регионах, продолжает он, этот формат аренды пока не прижился: там ниже деловая активность, другая культура ведения бизнеса и нет инфраструктурных проблем. По его словам, коворкинг-центры есть в Новосибирске и Екатеринбурге. «Ведомости» нашли предложения от коворкинг-центров в Самаре и Тольятти. Поговорить с их владельцами вчера не удалось.

Этот формат аренды прочно займет 5–10% арендного рынка: всегда будут небольшие компании, временные проекты и фрилансеры, для них коворкинг удобен – не надо искать офис на несколько недель или месяцев, уверен Колдаев.

«Этот вид бизнеса не такой простой, как кажется. Он требует особого управления. Просто открыть зал и расставить там столы и стулья не получится», – добавляет Колдаев. По его словам, клиентам необходим «рабочий комфорт» – хороший микроклимат, обслуживание оргтехники, удобные переговорные комнаты и недорогая междугородная связь. Операторы связи продают трафик оптом дешевле, поэтому арендаторам коворкинга это выгоднее, объясняет Колдаев.

По расчетам Колдаева, в городе с населением 1 млн человек может действовать 10–15 центров по 100 рабочих мест в каждом.