Рыба заплыла в картель


Россельхознадзор и Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) нарушили статью 16 закона о защите конкуренции, создав «антиконкурентное соглашение органа государственной власти и хозяйствующего субъекта», решила вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство и компании, входящие в Рыбную ассоциацию, создали картель на рынке оптовых поставок норвежского лосося, сочла ФАС. В создании картеля, по ее данным, участвовали компании группы «Русское море» Максима Воробьева и Геннадия Тимченко, группы «Северная компания», а также «Атлант-пасифик». ФАС велела им устранить нарушения и пообещала оборотные штрафы.

ФАС начала проверку работы импортеров рыбы весной прошлого года, после того как в конце 2011 г. Рыбный союз, объединяющий больше 20 импортеров и переработчиков морепродуктов, обратился к Россельхознадзору, ФАС и другим участникам рынка с открытым письмом, обвинив крупных игроков в попытке «монополизировать поставки рыбной продукции из Норвегии». «<...> навязывается система, при которой у одного норвежского экспортера существовал бы только один российский импортер», – говорилось в заявлении Рыбного союза.

Создание картеля грозит штрафом в 1–15% от оборота компании на конкретном рынке, говорил раньше Николай Вознесенский из Goltsblat BLP. Если будут доказаны картель и вина конкретных физических лиц, то при крупном ущербе (от 1 млн руб.) либо крупном доходе (от 5 млн руб.) возможна и уголовная ответственность, предупреждал Вознесенский. «Антимонопольная служба обратится с заявлением в МВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц хозяйствующих субъектов – участников картеля. Решение также будет направлено в следственный комитет для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Россельхознадзора», – заявил вчера замруководителя ФАС Александр Кинёв.

Северная компания и Рыбная ассоциация будут оспаривать решение ФАС, говорит гендиректор Северной компании и глава ассоциации Виталий Корнев. Он утверждает, что картельного сговора не было: «Он невозможен на рынке, где работает как минимум шесть крупных импортеров». На рынке острая конкуренция, аргументирует Корнев: с 2006 г. количество импортеров норвежского лосося утроилось, а рентабельность бизнеса упала до сегодняшних 3–5%. «Цель любого картеля – это получение прибыли. ФАС не стала разбираться в том, кто и какую выгоду получил от сговора. Такой выгоды не было», – считает он.

Получить комментарии Россельхознадзора и «Русского моря» вчера не удалось.