От редакции: Сверху вниз


При множестве хаотичных на первый взгляд действий власти, особенно в законодательной области, политический курс нынешнего руководства России вполне последователен. Есть несколько линий, по которым не наблюдается отступлений с начала нулевых. Одна из важнейших – ограничение автономии организаций.

В реформе Российской академии наук можно видеть стремление поставить под контроль активы, которыми распоряжаются структуры РАН. Но это и уничтожение независимой корпорации. Выборность и пожизненность звания академика – это и есть признаки независимости, российский аналог профессорской «тенуры». Сохранение гарантии пожизненного звания означало бы сохранение института и сигнал о том, что государство надеется на то, что в будущем институт обновится. Но курс на уничтожение независимости последователен: о деньгах торг возможен, а вот институт как раз и не должен сохраниться.

Этот курс виден во множестве областей. Только что на высшем уровне обсуждалась ситуация с НКО. Президент Владимир Путин с готовностью пообещал некоммерческим организациям еще 1,5 млрд руб. в этом и следующем году сверх выделенных в 2012–2013 гг. 3 млрд. Но категорически отказался даже обсуждать льготы для частных компаний, желающих выделять деньги на гранты для НКО: «Если кто-то хочет выглядеть красиво перед обществом, пусть из прибыли это платит, а не за счет льгот, предоставленных государством, потому что это в конечном счете за счет налогоплательщиков». Вопрос о том, что у государства и частного бизнеса при распределении грантов могут быть разные приоритеты, а значит, и разные результаты, даже не рассматривается. Тут важно одно – возможность самостоятельно определять свою «социальную ответственность» и есть независимость бизнеса как части общества. Льгота для бизнеса была бы системным решением, разовое выделение денег – ручное, несистемное решение. Выбор Путина и здесь последователен: торг о деньгах возможен, о независимости – нет.

Те же цели – обуздание автономной деятельности – преследует, к примеру, и законопроект о волонтерстве. Курс последователен, поэтому продолжения политики борьбы с независимостью организаций ожидать вполне логично.