Порты держатся на угле

Российские порты продолжают наращивать объемы перевалки – в первом полугодии она выросла на 4,7%. Основные драйверы – нефть и уголь

Грузооборот морских портов России в первом полугодии 2013 г. вырос к прошлогоднему показателю на 4,7% до 284,1 млн т, говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Драйверы роста – уголь (+14,9% до 48,6 млн т), минеральные удобрения (+17,0% до 6,1 млн т), нефть и нефтепродукты (+10,3% до 165 млн т). Снизилась перевалка зерна (на 72,5% до 2,3 млн т), руды (на 8,5% до 3,6 млн т), лесных грузов (на 29,4% до 2,3 млн т), черных металлов (на 17,6% до 11,6 млн т).

В лидерах дальневосточные, балтийские и арктические порты (см. таблицу). Последние увеличили перевалку за счет роста погрузки нефти на РПК «Белокаменка» в Мурманске (принадлежит «Роснефти»), отмечается в сообщении АСОП. Быстрее всех грузооборот наращивает порт Усть-Луга: в 1,5 раза до 29 млн т. Рост обеспечил нефтяной терминал Невской трубопроводной компании (к нему выходит БТС-2), который был запущен в конце марта прошлого года. Из-за запуска нефтяного терминала в Усть-Луге сократилась перевалка нефти в Приморске – на 13% до 33,3 млн т. Рост перевалки угля через порты Дальнего Востока (ориентированы на рынок АТР), который начался еще в 2011 г., продолжается. Угольные и металлургические компании продолжают увеличивать загрузку своих мощностей по перевалке на Дальнем Востоке: грузооборот порта Восточный вырос на 17,3% до 24,2 млн т, порта Ванино – на 20,8% до 12,2 млн т.

На финансовых результатах стивидорных компаний рост грузооборота портов сказывается по-разному: выручка Владивостокского морского торгового порта (входит в группу Fesco) по РСБУ за I квартал по сравнению с 2012 г. выросла на 67,1% до 1,241 млрд руб., но чистая прибыль компании сократилась на 29,8% до 142,4 млн руб. Группа НМТП (в нее входят Новороссийский морской торговый порт и Приморский торговый порт) за I квартал снизила выручку по МСФО на 12% до $239,4 млн. Выручка Морского порта Санкт-Петербург (входит в UCL Port) по РСБУ в I квартале сократилась на 10% до 948,1 млн руб., чистая прибыль – на 7,8% до 122,8 млн руб. Выручка Мурманского морского торгового порта (принадлежит структурам Андрея Мельниченко) по РСБУ за I квартал выросла на 17,7% до 993 млн руб., чистая прибыль – в 4 раза до 300 млн руб.

Уголь и удобрения – драйверы роста и для железнодорожных перевозок, их погрузка на сети РЖД тоже выросла: угля – на 0,8% до 152,1 млн т, а химических и минеральных удобрений – на 0,5% до 23,3 млн т, следует из статистики железнодорожной монополии. В целом же погрузка упала на 3,7% до 605,6 млн т. Погрузка на сети РЖД начала падать в ноябре прошлого года – впервые с 2008 г., отмечал тогда президент РЖД Владимир Якунин. Железнодорожные перевозки ориентированы на внутренний рынок – этим объясняется падение, перевалка в портах – на внешний, отмечает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Но рост перевалки к концу года, скорее всего, замедлится, прогнозирует Безбородов. Рост перевалки по итогам 2012 г. составил 5,9% до 567,1 млн т. Министр транспорта Максим Соколов прогнозировал грузооборот морских портов в 2013 г. на уровне 580 млн т.