Иностранцев выводят на дорогу

Средства на инфраструктуру решено искать за рубежом, а не только в фонде национального благосостояния (ФНБ). Инвесторам предложат проекты, выбранные президентом Владимиром Путиным
Иностранным инвесторам предложено профинансировать проекты РЖД/ А. Астахова/ Ведомости

Эти проекты вряд ли могут быть привлекательны для иностранцев, удивляется главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: они низкодоходны, а срок окупаемости очень велик. Возможно, эти инвестиции могут стать неформальным условием допуска иностранных инвесторов к более привлекательным активам – например, к участию в приватизации, рассуждает Тихомиров.

Вслед за средствами ФНБ в инфраструктуру должны прийти деньги иностранных суверенных фондов, которые поможет привлечь РФПИ, заявил вчера Путин на встрече с председателем ВЭБа Владимиром Дмитриевым.

Проекты, которые можно было бы финансировать из ФНБ, Путин назвал на Петербургском экономическом форуме: модернизация БАМа и Транссиба, высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва – Казань и Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). На них планируется выделить 450 млрд руб.

Вчера Путин указал, что ВЭБ может быть «оператором проекта». То есть финансирование будет идти через ВЭБ, он и будет управлять этими средствами, пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представитель ВЭБа от дополнительных комментариев отказался.

Сейчас средства ФНБ размещаются на валютных счетах в ЦБ и небольшая часть – на депозитах ВЭБа. У ЦБ доходность гораздо ниже, подчеркнул Дмитриев, а основная функция фонда – финансирование дефицита ПФР, нужны надежные доходные проекты. Такова и позиция Минфина, говорила «Ведомостям» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, а проекты с участием ФНБ могут быть только возвратными и окупаемыми.

В любом случае 450 млрд руб. из ФНБ лишь «стартовый капитал», подчеркнул Путин: «Каждый из проектов тянет на гораздо большую сумму». Как именно средства ФНБ распределятся между этими проектами, еще не определено. «Автодор» претендует на 150–170 млрд руб. для двух участков ЦКАД, денег на которые в бюджете пока не нашлось. Общую стоимость проекта и. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев оценивал в 350 млрд руб. На ВСМ Москва – Казань РЖД просит выделить из ФНБ 176 млрд руб., а ее стоимость монополия оценивает в 928 млрд. На модернизацию БАМа и Транссиба уже решено направить 260 млрд из ФНБ, говорил федеральный чиновник. Но как их потратить на Транссиб – непонятно, так как проект неокупаем, а деньги ФНБ можно инвестировать только на возвратной основе, указал вице-президент РЖД Вадим Михайлов. РЖД официально сообщила об этом правительству и ведомствам и предложила альтернативные варианты – например, внести обещанные 260 млрд в уставный капитал РЖД через допэмиссию. Окончательного решения нет, вопрос будет обсуждаться на совещании у Путина, говорит чиновник финансово-экономического блока. Не определены механизмы инвестирования средств ФНБ в другие проекты, продолжает собеседник «Ведомостей»: один из вариантов – проектные облигации.

Предполагалось, что дополнительным источником средств на развитие инфраструктуры могли бы стать инвестиции, которые способен привлечь РФПИ, говорит федеральный чиновник. РФПИ может «дорабатывать», привлекая средства зарубежных суверенных фондов, указал вчера Путин.

РФПИ может привлекать средства только в доходные проекты или те проекты, где доходная часть образуется благодаря господдержке, подчеркивает гендиректор фонда Кирилл Дмитриев. Часть государственных денег замещается частными, к тому же частные инвестиции могут сделать проект более эффективным, указывает он, но необходимо гарантировать возвратность средств ФНБ. Обсуждаются различные модели, продолжает он: например, средства ФНБ могут быть направлены на выкуп облигаций проекта с доходностью на уровне инфляции плюс 1 п. п., а РФПИ и соинвесторы, приобретая долю в проекте, обеспечивают дополнительную защиту средств ФНБ, ведь в случае проблем проекта они первыми потеряют деньги.