От редакции: Растаявшее общество


Глядя на развитие кризиса в Египте, на противостояние непримиримых между собой общественных групп, британский комментатор Гидеон Рахман замечает: «История Запада свидетельствует о том, что всеобщее избирательное право может быть последней, а вовсе не первой свободой, завоеванной гражданами». Свобода и демократия далеко не всегда идут рука об руку.

В Британии независимость судебной системы и свобода прессы в целом стали реальностью в XVIII в. Но только в 1928 г. все граждане, мужчины и женщины старше 21 года, стали полноправными избирателями. Расширение круга людей, которые имели право голосовать, проходило постепенно в течение почти 100 лет. В период одной из таких демократизаций, в 1860-е гг., британский политик Роберт Лоу сказал о новых избирателях: «Теперь мы должны заняться образованием наших хозяев».

Высказывания такого рода в наше время звучат неполиткорректно. Но представители растущего среднего класса в развивающихся странах могут, вероятно, проявить к такому взгляду сочувствие, пишет Рахман: «Западные комментаторы уже много лет предсказывают, что расширение среднего класса в Китае спровоцирует растущий запрос на демократию. В действительности китайцы опасаются хаоса, который разразится в стране, если деревенская беднота получит те же возможности влиять на управление страной, что и обеспеченные люди».

Египет между тем разделен не только по признаку богатства и бедности, но и по религиозной и партийной принадлежности. Крайне тяжелый (на сегодня) опыт этой страны говорит о том, что в обществе, долгие годы лишенном опыта демократии, включение демократической процедуры голосования не является гарантией общественного мира и выхода из экономического кризиса. Победившая «половина» общества начинает ограничивать свободы тех, кто тоже голосовал на выборах, но проиграл. Проигравшие на выборах проигрывают в жизни. Военный переворот в интересах «проигравшей половины», которая, в свою очередь, начинает ограничивать «первую», еще в меньшей степени способствует миру. К миру ведет лишь долгий общественный диалог, требующий не только свободных выборов, но и свободы высказывания и собраний. Многолетнее замораживание противоречий ведет к быстрому «таянию» общества и воспламенению конфликтов.