Танец в раме театра

Нидерландский театр танца показал на двух сценах Мариинского театра балеты Пола Лайтфута и Соль Леон – нынешних художественных лидеров труппы
В балете Sehnsucht комната вращается вместе с артистами/ В. Барановский/ ИТАР-ТАСС

Последний раз Нидерландский театр танца, он же NDT, видели в Петербурге в 2003 г. – в то время, когда им еще руководил Иржи Килиан, великий чародей современной хореографии, создавший своей труппе имя если не лучшей, то одной из лучших компаний современного танца в мире. Сейчас бал правят другие – его ученики. Уже несколько лет NDT возглавляет англичанин Пол Лайтфут, некогда потрясающий исполнитель балетов Килиана, а ныне половинка звездного дуэта хореографов Лайтфут – Леон. Испанка Соль Леон тоже сначала в NDT танцевала. Лайтфут и Леон пропитаны традицией NDT. Спектакли этой двухголовой гидры уже давно гипнотизируют балетный мир, но в российских столицах их рассмотрели только благодаря Диане Вишневой, включившей их «Объект перемен» в свои «Диалоги». И хотя NDT по-прежнему сотрудничает с массой разнообразных постановщиков, петербургские гастроли представили исключительно работы Лайтфута – Леон (именно так дуэт позиционирует себя на афишах).

Три спектакля, привезенных на гастроли, принадлежат разным эпохам. Недавно возобновленный Speak for Yourself (который стал частью совместного вечера балета Мариинского театра и NDT) датирован еще 1999 г. Sehnsucht поставлен в 2009-м, «Бабочка» – год спустя. Но все они частично следуют магистралью, проторенной Килианом: абсолютным символом веры для Лайтфута – Леон является танец, движение. И двум десяткам танцовщиков NDT действительно можно довериться: они, кажется, излучают профессиональную мощь, энергию заполнения пространства. Даже простое бытовое движение у них приобретает значимость. Поэтому даже когда в финале Sehnsucht включается люстра – верный знак начала антракта, а на сцене остается один танцовщик, скукожившийся в сложной позе, половина зрителей остается в зале и еще минут двадцать наблюдает его абсолютную неподвижность, пока он все-таки не уходит за кулисы.

Но, как и Килиан, Лайтфут – Леон вставляют хореографию в раму театральности. В этом году петербуржцы уже изумлялись трюкам танцев на воде, устроенных Эдвардом Клюгом в «Весне священной». Но ливень в Speak for Yourself, потоки которого скульптурировали микеланджеловские тела танцовщиков, провожали настоящей овацией. При этом Лайтфут – Леон часто сами организуют не только пластическое, но и визуальное пространство своих спектаклей. И их вращающийся куб в Sehnsucht, в котором комната с дверью, окном и столом переворачивается вместе с танцующими артистами, становится метафорой опрокинутого мира. Поэтому часть традиционной балетной публики Мариинского театра была озадачена связью между медитирующим солистом, парой в комнате и танцующей топлес группой. Другая же часть отправилась по заданной хореографом траектории движения. И, несмотря на мрачную, даже безысходную атмосферу показанных балетов, проводила их оптимистической овацией.

Санкт-Петербург