Тучный год

Объявлен длинный список «Русского Букера». В него вошло множество первоклассных романов, из которых довольно трудно выбрать лучшие

Литературный 2013 год еще вспомнят как точку перелома, момент «смены парадигмы», когда ряд актуальных современных писателей на глазах расширился. В компанию тех, кто пришел и утвердился в литературе два-три (а то и больше!) десятилетия назад, влились новые достойные авторы.

Уже финальный список «Большой книги» (см. «Ведомости» от 28.05.2013), прежде ни разу не обходившийся без титулованных мэтров – Маканина, Шишкина, Славниковой, Улицкой и т. д., в этом году оказался без тяжеловесов. Вероятнее всего, по причинам технического свойства: никто из литературного пантеона в этом сезоне не выступил в крупной форме. Что не сделало эту лакуну менее значимой.

«Великих» практически не оказалось и в длинном списке «Букера», который был объявлен вчера. За исключением разве что Александра Кабакова, роман которого «Старик и ангел» о любви старого и малого оказался в букеровском лонг-листе (к «Большой книге» он еще не успел выйти).

В остальном же перед нами список авторов, находящихся по большей части, как выражаются в таких случаях зарубежные коллеги, в «середине писательской карьеры». Это Александр Архангельский со своим вторым романом «Музей революции», соединяющим живую пульсацию сегодняшнего дня и основательность классического романа идей, Евгений Водолазкин с экспериментальным и умным «Лавром», Андрей Волос с красочным повествованием о просвещенном Востоке «Возвращение в Панджруд». В полуфинал вышел и «кавказский» роман Алисы Ганиевой «Праздничная гора», и православный детектив Олеси Николаевой «Меценат», и фантасмагория Алексея Слаповского «Вспять», построенная на забавном допущении: а что если время потечет назад? Разнообразие явленных жанров, кстати, свидетельствует, безусловно, в пользу современной литературы.

О тонкости вкуса жюри, в которое вошли философ Владимир Кантор, критик и поэт Елена Погорелая, критик Сергей Беляков, рок-музыкант Евгений Маргулис, под председательством лауреата «Букера-2012» Андрея Дмитриева свидетельствует и появление в лонг-листе романа-медитации о языке, Индии и страсти «Адамов мост» Сергея Соловьева, равно как и романа о философе Владимире Соловьеве «Матрос на мачте» Андрея Таврова.

Нашумевшего и сильно взбудоражившего читающую публику объемного и нечитабельного романа Максима Кантора «Красный свет», равно как и изобретательной и остроумной по найденному приему повести «Описание города» Дмитрия Данилова, в лонг-листе не оказалось.

«Список в этом году получился не тощим, а тучным, – итожит Андрей Дмитриев. – Литература, включенная в лонг-лист, качественная, разнообразная, достойная. И тоски у меня как у члена жюри не было, наоборот, был большой интерес, когда я все это читал. Наш список можно было бы расширить до 30, но правила премии предписывают только 24 позиции. Явных лидеров в этом году, на мой взгляд, нет. В основном это ровный сильный уровень, так что выбирать шорт-лист нам будет нелегко».

Короткий список из шести авторов, который членам жюри сформировать все же придется, объявят 3 октября.