Многоуважаемый диван Достоевского

Выставка «Все мною собранное...», составленная из коллекции Анны Григорьевны Достоевской, получилась наглядной инструкцией для жен великих

Открывшаяся в Государственном литературном музее выставка приурочена к продолжающемуся в Москве симпозиуму в честь Достоевского. Впервые симпозиум Международного общества Достоевского (созданного в 1971 г. западными славистами) проходит на родине писателя, к тому же в городе, в котором он родился и провел детство и юность.

Экспозиция, подготовленная к симпозиуму сотрудниками музея, как и любая литературная выставка, не слишком зрелищна, за визуальную часть здесь отвечают иллюстрации Игоря Грабаря, Юрия Пименова, Мстислава Добужинского. Большая же часть выставки основана на коллекции Анны Григорьевны Достоевской, тщательно собиравшей все, что было связано с ее знаменитым супругом.

Отлично сознавая, что каждая мелочь, имеющая отношение к Достоевскому, будет важна и интересна потомкам, Анна Григорьевна, кажется, не выбросила ни бумажки. На выставке представлены фотографии его современников: Николая Страхова, Аполлона Григорьева, Елены Штакеншнейдер – в салоне ее писатель не раз бывал, Амвросия Оптинского, с которым он беседовал после смерти сына Алеши. Здесь же и открытки с видами городов, в которых бывал Достоевский, – Дрездена, Венеции, Женевы, Баден-Бадена, – и фотографии его любимых картин, и прижизненные издания, включая знаменитых «Бедных людей» 1847 г., принесших ему славу.

Из трогательного – вышитое слушательницами Высших женских курсов полотенце-лента с узорами и сценками в русском духе, а также диван, на котором Федор Михайлович сиживал летом 1866 г., гостя в Люблине у добрых знакомых – как раз когда заканчивал «Преступление и наказание». Любопытны рукописные пометы самой Анны Григорьевны на томах седьмого подготовленного ею издания полного собрания сочинений Достоевского. На полях «Преступления и наказания», например, на странице со словами матери Раскольникова «Прощай, Родя, то есть до свиданья; не люблю говорить «прощай» Анна Григорьевна сделала запись о том, что и сам Федор Михайлович бывал недоволен, «когда люди, которых он любил, говорили ему «прощайте», и всегда отвечал: зачем «прощайте», лучше – «до свидания».

Все потом пригодилось – и фотографии, и офорты, и открытки, и акт окружного суда по делу о нарушении газетой Достоевского «Гражданин» цензурных правил (писатель признал себя виновным и даже отсидел два дня в тюрьме). Всю бережно собранную коллекцию Анна Григорьевна передала в Императорский Российский исторический музей имени Александра III (нынешний ГИМ), где был создан Музей памяти Достоевского. После смерти ее в 1918 г. коллекция пополнила фонды музея-квартиры Достоевского, входящего в состав Государственного литературного музея. Самое ценное в ней представлено сегодня публике и наглядно демонстрирует, что такое преданная и умная жена писателя. Действительно, случай Анны Григорьевны в русской литературе практически уникальный.

До 18 августа