AT&T покупает частоты

Крупнейший сотовый оператор США AT&T Wireless совершает самое масштабное приобретение за несколько лет. Он покупает за $1,2 млрд конкурента – американского сотового оператора Leap Wireless

AT&T

Оператор фиксированной и мобильной связи. В конце марта 2013 г. обслуживал 107,3 млн сотовых абонентов, 31,2 млн абонентов фиксированной связи и 16,5 млн интернет-пользователей. Акционеры – 62% акций у институциональных инвесторов. Капитализация – $192,7 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2012 г.): Выручка – $127,4 млрд, Чистая прибыль – $7,54 млрд.

Leap Wireless

Оператор мобильной связи. В конце марта 2013 г. обслуживал 5,2 млн абонентов. Крупнейшие Акционеры: Paulson & Company, Inc. (9,87%), The Vanguard Group (4,81%), Thompson, Siegel & Walmsley, Inc. (3,74%) и другие фонды. Капитализация – $630,8 млн. Финансовые показатели (неаудированная отчетность US GAAP, 2012 г.): Выручка – $3,14 млрд, Чистый убыток – $187,3 млн.

Американская корпорация AT&T согласилась заплатить около $1,2 млрд наличными за компанию Leap Wireless International, оказывающую услуги сотовой связи по картам предоплаты. Сделка, о которой компании объявили в минувшую пятницу, поможет AT&T расширить запас частот и ассортимент услуг и станет самым масштабным приобретением корпорации за последние несколько лет.

В 2011 г. американский минюст и другие ведомства не позволили AT&T купить четвертого по количеству абонентов сотового оператора США, T-Mobile USA, за $39 млрд. Скорее всего, регуляторы и на этот раз будут тщательно анализировать обстоятельства сделки: уже сейчас в распоряжении двух лидеров телекоммуникационного рынка США, AT&T и Verizon Wireless, сосредоточена слишком большая доля радиочастотного спектра. Впрочем, один из бывших чиновников Федеральной комиссии связи называет шансы одобрения сделки антимонопольными органами «достаточно большими», хотя для ее завершения AT&T, вероятно, придется продать часть имеющихся частот в отдельных регионах. Завершить сделку AT&T надеется в течение полугода.

Это приобретение не должно сильно изменить расстановку сил на рынке мобильной связи США: на нем по-прежнему будут доминировать четыре крупнейших оператора. В последнее время они активно скупают компании, тогда как мелким конкурентам, предлагающим абонентам более дешевые тарифы и более современные технологии, часто приходится сворачивать бизнес. Весной 2013 г. T-Mobile USA объединилась с MetroPCS, занимавшей ранее пятую строку в списке ведущих операторов. А в июле японский оператор SoftBank заключил соглашение о покупке за $21,6 млрд Sprint Nextel, третьего по величине сотового оператора США, который до этого сам поглотил провайдера широкополосного интернет-доступа Clearwire. Все эти события стимулировали рост котировок американских телекоммуникационных компаний. В частности, акции Leap Wireless подорожали с 25 июня по 12 июля 2013 г. более чем на треть и в пятницу торговались по $7,98 за бумагу (предложенная AT&T цена почти вдвое выше – $15 за акцию). Инвесторы ожидают дальнейшего роста и активно интересуются опционами, позволяющими купить эти бумаги по фиксированной цене.

Абоненты Leap оплачивают мобильную связь на месяц вперед, не заключая с оператором долгосрочного контракта. В этом сегменте американского рынка Leap занимает, по оценке аналитиков UBS, шестое место, а AT&T Wireless – четвертое. Но в целом масштабы их бизнеса несопоставимые: Leap обслуживает около 5 млн абонентов (и при этом постепенно теряет клиентов), а услугами мобильной связи AT&T на конец марта 2013 г. пользовалось 107,3 млн человек. Зато благодаря сделке AT&T, пока что отстающая от Verizon и Sprint по количеству доступных ей частот, сможет сократить это отставание. «Сейчас у AT&T самый худший показатель количества частот на одного абонента», – замечает аналитик New Street Research Джонатан Чаплин. А принадлежащие Leap частоты позволяют охватить аудиторию в 137 млн человек.

Купив конкурента, AT&T планирует начать развивать собственное направление услуг по картам предоплаты. Бренд Cricket, под которым работает Leap Wireless, AT&T обещает сохранить, предоставив людям, пользующимся услугами под этим брендом, доступ к собственной сети.