Пикник и обочины

Небо над «Коломенским» заволокло тучами как раз к выступлению хедлайнеров – «Сплина» и Blur, но гроза так и не пролилась. Этот эпизод оказался точной метафорой десятого «Пикника «Афиши»
Московская публика любит Blur, а значит, и Британию/ П.Головкин/ ИТАР-ТАСС

Накануне программный директор фестиваля, шеф-редактор объединенной редакции «Афиша-Рамблер» Юрий Сапрыкин опубликовал на своей странице в фейсбуке несколько необычных статусов. В первом он сделал официальное заявление: «Сергей Сергеевич Капков – очень хороший и крутой», во втором добавил: «Александр Леонидович Мамут тоже проявил себя сегодня с наилучшей стороны». Несмотря на гневные вопросы возмущенной либеральной общественности, не пытают ли Сапрыкина, известного своей оппозиционной активностью, лишь на самом «Пикнике» выяснилось, что в этом году крупнейший летний городской фестиваль был на грани отмены местными полицейскими начальниками. И только личное вмешательство руководителя московской культуры Капкова и владельца «Афиши» Мамута позволило организаторам провести один из лучших «Пикников».

«Пикник «Афиши» начинался как маленький музыкальный фестиваль, нацеленный на раскрутку одноименного журнала, собиравший узкий круг его читателей и поклонников и представлявший нишевую и элитарную музыку. Но за десять лет «Пикник» разросся в ежегодный молодежный праздник, привозящий крупнейшие, но по-прежнему отборные музыкальные имена.

Музыкально-спортивно-гастро-номическую программу в этом году приятно разбавила поляна, где располагалась мастерская сторителлинга Центра им. Вс. Мейерхольда и молодые артисты пересказывали на современный манер классику вроде «Сказки про царевну-лягушку» и «Легенды о нибелунгах». Несмотря на доносящиеся с трех сторон громкие звуки музыки, зрители были вознаграждены отлично разыгранными и рассказанными историями.

Главную сцену открыла легенда панк-рока – английская группа Buzzcocks. На двух остальных сценах фестиваля публику радовали модные русские англоязычные группы Tesla Boy и Glintshake, восходящие отечественные звезды Kira Lao и Наадя, популярные западные артисты La Roux, Aloe Blacc и Bat for Lashes.

Наконец, пришло время хедлайнеров. Группа «Сплин» выдала вполне меланхоличный сет, состоящий из главных хитов группы вроде «Выхода нет» и «Весь этот бред». Редким вкраплением в общее заунывно-гнусавое выступление питерских романтиков были бодрые треки «Гандбол» и «Орбит без сахара». Несмотря на общую унылость материала и надвигающуюся грозу, вся огромная поляна перед главной сценой была заполнена танцующими фанатами. Надо признать, что в русской душе определенно что-то резонирует с песнями «Сплина» и, пожалуй, сейчас по пальцам можно пересчитать группы, которые могли бы собирать многотысячную аудиторию как в провинции, так и на хипстерском «Пикнике «Афиши».

Закончив со «Сплином», большая часть публики метнулась на Summer Stage, чтобы увидеть легенду американского фанка Джорджа Клинтона с его Parliament/Funkadelic. Одетый в ярко-красный двубортный костюм с золотыми пуговицами и окруженный своей черной свитой толстый чернокожий король фанка задал жару московским любителям синкопированной музыки. Но вскоре донеслись звуки с главной сцены, и зрители отчалили в обратный путь – увидеть легенду брит-попа группу Blur. Дэймон Албарн не первый раз в Москве, хотя в первый раз он был как раз десять лет назад, еще до первого «Пикника». Вполне в резонанс с выступившим до них «Сплином» воссоединившаяся группа Албарна к полному восторгу гостей «Пикника» исполнила 13 песен. Преобладали классические стандарты группы вроде Girls & Boys, Beetlebum, Country House и Parklife. Дэймон привычно раздавал комплименты публике, говорил, что счастлив снова быть в Москве, просил поприветствовать гитариста Грэма Коксона, который в первый раз приехал с группой в Москву. Мало кто из зрителей понял, что уход артистов после трека This is Low был преддверием биса, поэтому прозвучавшие еще четыре песни казались просто обычной частью концерта. Закончилось все хоровым 30-тысячным криком «Йу-ху» из знаменитой Song 2, которой и завершилось выступление Blur. Дэймону оставалось лишь тихо сказать напоследок в микрофон: «Спасибо и доброй ночи», когда музыку уже перекрыл грохот салюта.