Как получить согласие абонента

Минэкономразвития раскритиковало проект поправок в закон «О связи». Из него неясно, как оператору удостовериться, что абонент согласен оплатить мобильный контент
Е.Разумный для Ведомостей

«Мегафон» считает важным, чтобы действия, однозначно идентифицирующие абонента и позволяющие достоверно установить его волеизъявление, совершались с использованием абонентского оборудования, а не иным образом (например, через интернет), говорит представитель компании Юлия Дорохина. «Молчание не может признаваться согласием абонента», – подчеркивает она. МТС уже сейчас работает в соответствии с нормами законопроекта, говорит ее пресс-секретарь Ирина Агаркова. При заказе контент-сервиса клиент получает sms-сообщение с информацией о полной стоимости услуги и кодом, который необходимо ввести на специальном сайте для подтверждения покупки, – «таким образом он явно, однозначно и достоверно подтверждает желание воспользоваться сервисом».

Вчера Минэкономразвития опубликовало отзыв на законопроект о регулировании рынка мобильного контента, недавно принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Сейчас текст проекта уже ожидает подписи президента. Но министерство считает, что законопроект до сих пор не устраняет пробелов в законодательстве, регулирующем сферу контентных услуг. Некоторые его положения вводят избыточные ограничения и обязанности для участников рынка, а также способствуют возникновению дополнительных расходов, говорится в заключении Минэкономразвития.

Авторы законопроекта – Минкомсвязи и депутат Сергей Железняк называли основной целью поправок борьбу с sms-мошенничеством, на которое все чаще жалуются абоненты. Депутаты предложили два основных способа борьбы с мошенничеством. Первый – абонент должен дать явное согласие на оплату сервиса, который предоставляет ему, используя сеть оператора, сторонний контент-провайдер. Второй – создание по запросу абонента второго счета специально для оплаты таких услуг: это должно минимизировать потерю средств, если сервис, на который подписался человек, оказался мошенническим.

В заключении Минэкономразвития отмечается, что законопроект нечетко прописывает критерии, по которым определяется согласие абонента на получение контентных услуг. В утвержденном парламентариями тексте сказано, что оператор может оказать услугу только с согласия абонента, «выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». Но однозначно идентифицировать абонента сложно, пишут юристы Минэкономразвития: например, если согласие выражается путем набора определенных команд на телефоне, то неясно, как подтвердить, что в этот момент телефоном пользуется конкретный человек. Эта сложность еще возрастает, если номер зарегистрирован на юридическое лицо. А если абонент будет изъявлять согласие на получение услуг иным образом, то это может ввести его в дополнительные издержки, говорится в заключении. Кроме того, из проекта неясно, чем принципиально отличается согласие абонента на услуги третьих лиц (контент-провайдеров) от его же согласия приобрести сервис самого оператора.

Эти детали можно прописать в подзаконных актах, но необязательно, считает источник в Минкомсвязи: все решит практическое применение этого закона. Представитель министерства не стал официально комментировать ситуацию.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева воздержалась от предположений о том, что могло бы свидетельствовать о согласии абонента получать услугу.

Председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова считает позицию Минэкономразвития взвешенной: «Мы также отмечали в законопроекте ряд неясных формулировок, в том числе и ту, что касалась однозначности идентификации абонента». Анциферова полностью согласна с выводом Минэкономразвития о том, что есть альтернативные возможности регулирования этого рынка и что необходимо усиление работы правоохранительных органов.