Оазис для иномарок

Из-за падения продаж автомобилей в России в плюс сумели сработать только заводы, выпускающие иномарки. В январе – июне они увеличили производство на 5%
Е.Кузьмина/ Ведомости

Производство легковых автомобилей в России в первом полугодии 2013 г. снизилось на 2,7% до 928 000 шт., сообщил Росстат. Темп падения розничных продаж машин за январь – июнь был более чем вдвое больше (см. график). Одна из причин – сокращение импорта легковых автомобилей в Россию, комментирует директор портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив. По данным «АСМ-холдинга», ввоз автомобилей в Россию за пять месяцев 2013 г. упал на 16% до 339 716 шт.

При этом крупнейший российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ» за полугодие снизил сборку автомобилей почти на треть (без учета «Ижавто»). Получается, что выпуск иномарок в России на фоне стагнирующего отечественного автомобильного рынка, напротив, вырос – примерно на 5% до 722 000 шт. В России налажено производство наиболее востребованных на местном рынке иномарок, указывает Дацкив, – Hyundai Solaris (бестселлер среди иномарок, в первом полугодии 2013 г. продажи сократились на 2% до 57 009 шт.), Kia Rio (44 236 шт., +5%), Renault Duster (40 710 шт., рост – более чем в 3 раза).

Несмотря на сокращение рынка, ситуацию нельзя назвать кризисной, замечает Дацкив, у людей есть деньги и они стараются покупать иномарки. Так что в перспективе следует ожидать дальнейшего наращивания их производства в России. К тому же заводы иностранных автоконцернов в большинстве своем пока не вышли на проектные мощности, отмечает Дацкив.

В России наблюдается устойчивая тенденция замещения импорта локально выпущенными иномарками, не зависящая от общей ситуации на рынке, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Этому способствует льготный режим выпуска автомобилей, а также утилизационный сбор, который компенсировал снижение пошлин на автомобили после вступления страны в ВТО, поясняет он.

«Автофрамос», выпустивший в 2012 г. 167 400 автомобилей, планирует в этом году выйти на объем около 180 000 автомобилей, говорит представитель Renault в России. В январе – мае 2013 г. отгрузка «Автофрамоса» выросла на 19% до 76 003 шт., по данным «АСМ-холдинга». Связаться с представителями «Автотора» (отгрузка за пять месяцев 2013 г. снизилась на 5,8% до 96 894 шт.) и «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (отдельных данных по заводу нет, общая отгрузка автозаводов в Санкт-Петербурге увеличилась на 6,5% до 167 990 шт.) вчера не удалось. Концерн Volkswagen, выпустивший в 2012 г. на своем заводе в Калуге и на площадке ГАЗа (по контрактной схеме) около 180 000 автомобилей, в этом году может произвести более 200 000 шт., сообщалось ранее.

Тотальное обновление модельного ряда «АвтоВАЗа», предусмотренное программой развития до 2020 г., сказывается на производстве и продажах в 2013 г., говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. Но продажи Granta (самая популярная модель на отечественном рынке), спрос на Largus и новую Kalina дают основания полагать, что в ближайшее время вырастут продажи и, соответственно, производство автомобилей Lada. Впрочем, все будет зависеть в первую очередь от экономической ситуации, добавляет Буренков.