Промышленность готовится к рывку

Росстат зафиксировал в июне минимальный рост производства после двух месяцев спада. Эксперты верят, что во втором полугодии промышленность будет разгоняться

Данные июня и II квартала в целом подтвердили стагнацию в промышленности, единодушны Владимир Тихомиров из ФК «Открытие» и Дмитрий Полевой из ING. Рост в июне обеспечил добывающий сектор, прежде всего за счет нефти, говорится в обзоре Полевого. В обрабатывающей промышленности хотя и наметились признаки оживления, но выпуск все равно сократился на 1,2% (в мае – на 4,4%). Выпуск легковых автомобилей в июне упал на 4,4%. В производстве и распределении электроэнергии, электричества, газа и воды – на 0,8% после роста на 0,5% в мае.

Вчера Росстат опубликовал данные о промышленном производстве в первом полугодии. После спада в апреле и мае на 0,1 и 0,7% соответственно выпуск увеличился на 0,1% в июне (все цифры со снятой сезонностью). Без учета сезонного фактора рост промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 0,3%.

Рост в первом полугодии обеспечила добывающая промышленность – зафиксирован рост на 1%. На 0,7% увеличилась добыча угля и нефти. Объем выпуска обрабатывающей промышленности не изменился. А в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды статистики фиксируют сокращение на 0,7%.

Добыча со снятой сезонностью увеличилась в июне на 0,5%, продолжив тренд, начавшийся в феврале, отмечает Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. По данным ЦДУ ТЭК, добыча нефти в июне достигла 10,53 млн баррелей в сутки. Больше добывалось лишь 25 лет назад. Добиться рекорда помогли два фактора, отмечает аналитик по нефти и газу JPMorgan Андрей Громадин: рост добычи на Ванкорском месторождении «Роснефти» и производства «Газпромом» газового конденсата. Росту добычи способствовали высокие цены на нефть. В феврале они достигли пика в $119/барр., среднее значение за это полугодие – $108.

Июньская статистика подтвердила прогноз и оптимистов, ожидавших, что по сравнению с маем промышленность покажет рост, и пессимистов – слишком небольшой рост, чтобы подтвердить новую тенденцию, отмечает Полевой.

Минэкономразвития в апреле понизило прогноз роста промпроизводства в 2013 г. – до 2,0% с 3,6%. Но даже новый прогноз подразумевает серьезное ускорение выпуска во втором полугодии. Для этого есть как минимум три причины, считает Тихомиров. Показатели первого полугодия по традиции слабее показателей второго из-за особенностей размещения госзаказа – большинство контрактов заключается и выполняется именно в июле – декабре, отмечает Тихомиров: «К тому же в этом году должен дать эффект оборонный заказ». Другие две причины – улучшение ситуации в США и еврозоне, а также слабая база второго полугодия прошлого года. «Одна из причин слабых показателей первого полугодия этого года – стабильный рост в начале прошлого», – отмечает Тихомиров.

В июле будет рост хотя бы потому, что в этом месяце на 1,2 рабочего дня больше, чем в среднем за прошлые 10 лет, отмечает Миронов. Минэкономразвития рассчитывает на ускорение инвестиций и спроса во втором полугодии. Для роста инвестиций особых предпосылок нет, отмечает Миронов: импорт сокращается, а это свидетельствует о снижении инвестиционного спроса. А вот потребительский спрос вполне может ускориться из-за опасений девальваций и увеличить рост промышленности, считает Миронов: «При сохранении динамики по инвестициям розничный товарооборот должен вырасти всего на 2 п. п., чтобы прогноз Мин­экономразвития сбылся. Это вполне реально».