Аэропорт должен быть неделимым

В каждом из московских аэропортов должно появиться акционерное общество, которое будет контролировать его основные бизнесы. Такое решение принято на совещании у президента Владимира Путина
Бизнес московских аэропортов должно контролировать одно юрлицо./ М.Стулов/ Ведомости

Две недели назад, 3 июля, Владимир Путин провел совещание по развитию Московского авиаузла. Решено создать на базе каждого аэропорта отдельные акционерные общества, куда предлагается внести все их основные бизнесы. Либо аэропорт должен контролировать эти бизнесы. Об этом «Ведомостям» рассказали три источника, видевшие проект протокола, – чиновники Минэкономразвития и Росимущества, а также топ-менеджер одного из московских аэропортов. Они добавили, что документ еще не подписан.

Сотрудник Росимущества уточнил, что его ведомство уже приступило к оценке возможности консолидации аэропорта «Внуково». Объединить все бизнесы в аэропортах предложил государству еще в прошлом году председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев. Сам Ванцев подтвердил, что Росимущество проводит оценку.

Процедура консолидации будет запущена в отношении не только «Внуково», но и всех остальных московских аэропортов, уточняет собеседник в Минэкономразвития. Получить комментарии представителя «Домодедово» вчера не удалось, его коллега из «Шереметьево» подтвердил, что «аэропорт будет двигаться в этом направлении». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вчера на запрос «Ведомостей» не ответил. Но сам Путин после совещания заявил, что «принципиально важно найти общий язык между аэропортами, инфраструктурными компаниями и органами власти, координировать совместные действия» (цитата по «Интерфаксу»).

Только такому «понятному» ОАО предлагается сдавать в концессию принадлежащее государству аэродромное имущество (взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки, стоянки), говорит топ-менеджер столичного аэропорта. Ранее федеральный чиновник отмечал еще одно условие: компания должна быть зарегистрирована в России, ее бенефициары должны быть известны властям. Не нужно объединять все бизнесы, только основные, уточняет источник в Минэкономразвития. Оператор должен быть заинтересован в их развитии, говорит источник во «Внуково». В первую очередь речь идет о контроле над топливо-заправочными комплексами (ТЗК), которые приносят почти половину прибыли. «Не обязательно это полная собственность в ТЗК оператора аэропорта. Это может быть и доверительное управление, получение роялти за свою долю. Обсуждается контроль финансовых потоков через единый расчетный счет. Либо, если собственники не согласны работать в таком ключе, их доля может быть выкуплена по справедливой цене. Обсуждаются разные способы. Но все они законны», – подчеркнул топ-менеджер аэропорта.

Фактически речь идет об объединении авиационного (терминалов, обеспечения взлетов-посадок, безопасности и проч.), а также сопутствующего (кейтеринг, хендлинг, ТЗК) бизнесов в одну компанию в каждом аэропорте. Согласно презентации «Домодедово», которую оно готовило к несостоявшемуся IPO в 2011 г., первый вид бизнеса приносит порядка 20% выручки, второй – 61%. Но основной доход – около 40% – приносит именно бизнес ТЗК, говорится там же.

Полностью критериям чиновников сейчас не соответствует ни один аэропорт. Во «Внуково» разные объекты инфраструктуры контролируются разными компаниями. Правда, менеджмент и частные акционеры аэропорта намерены консолидировать активы. «Шереметьево» продало контрольные доли в двух своих ТЗК «Роснефти» и осталось с блокирующими пакетами. В «Домодедово» разные объекты инфраструктуры контролируются разными компаниями, их бенефициары неизвестны.

«Объединение необходимо, чтобы четко понимать, сколько действительно зарабатывает аэропорт, а не разные его виды бизнеса в отдельности. Это общемировая практика и рекомендации привлеченных консультантов: JPMorgan, Vegas Lex, A.T. Kearney», – уверяет собеседник в московском аэропорту. Отношение «Роснефти» к этому предложению вчера выяснить не удалось – ее представители на запрос «Ведомостей не ответили.

В случае «Внуково» целесообразность объединения в единый имущественный комплекс очевидна – частные владельцы хотят получить большую долю в аэропорте, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но в требовании объединения активов полностью частного «Домодедово» он не видит никакого смысла. Подобное предложение может лишь снизить конкуренцию в московских аэропортах, считает он. Но при этом вряд ли повысит прозрачность структуры московских аэропортов.