Блаватник вложил деньги в инкубатор

Компания Access Industries Леонарда Блаватника вложила около $380 млн в германскую фабрику интернет-проектов Rocket Internet. Похоже, это крупнейшая из инвестиций в бизнес-инкубаторы, которые все более популярны у инвесторов
Леонард Блаватник стал активнее инвестировать, продав долю в ТНК-ВР./ Bloomberg

С мая 2012 г. по июль 2013 г. Access Industries американского бизнесмена с российскими корнями Леонарда Блаватника и шведская инвесткомпания Kinnevik AB инвестировали $500 млн в капитал созданного в Германии интернет-инкубатора Rocket Internet, сообщила немецкая компания. Во вчерашнем заявлении Kinnevik AB говорится, что компания приобрела акции Rocket Internet на 67 млн евро ($88 млн по сегодняшнему курсу), чтобы сохранить свою долю на уровне 24% – Kinnevik является соинвестором немецкой компании с 2009 г. Если на долю Kinnevik пришлось 24% из $500 млн инвестиций, привлеченных инкубатором за последний год, то получается, что Access Industries вложила около $380 млн.

Rocket Internet называет себя ведущим инкубатором стартапов в мире и ориентируется на проекты из области электронной коммерции. Компания создана в 2007 г. тремя братьями Замвер, которые инвестировали в такие интернет-компании, как Facebook и LinkedIn, на ранней стадии их развития. Сейчас Rocket Internet участвует в 75 венчурных проектах более чем из 50 стран, в которых работает около 20 000 человек. Среди выращенных инкубатором компаний интернет-продавцы одежды и обуви (Dafiti в Латинской Америке, Lamoda в России, Zalora в Юго-Восточной Азии и др.), онлайн-магазины мебели и другие проекты из области электронной коммерции.

Инкубатор применяет на развивающихся рынках бизнес-модели, зарекомендовавшие себя в развитых странах. Инвестиции Rocket Internet обещает направить на расширение сети интернет-стартапов.

В последние годы крупные венчурные инвесторы все чаще инвестируют в инкубаторы стартапов. В конце 2010 г. два известных инвестора – сооснователь Mail.ru Group и DST Global Юрий Мильнер и американец Рон Конвей основали фонд Start, который выделил по $150 000 каждому из 43 cтартапов, отобранных в 2010 г. известным в Кремниевой долине посевным фондом Y Combinator. Этот инкубатор, основанный в 2005 г. Полом Грэмом, отбирает несколько десятков проектов на самой ранней стадии развития, выделяет им по $20 000 (взамен получая 2–10% акций), помогает довести продукт до той стадии, когда проекты смогут претендовать на деньги более крупных венчурных фондов, после чего продает свой пакет. Проект по финансированию стартапов – «Яндекс.Фабрика» – есть у крупнейшего российского поисковика. Летом 2011 г. о создании инкубатора для стартапов Bricolage объявил центр Digital October. А в конце 2011 г. стало известно, что создается еще один инкубатор – Farminers: его первыми инвесторами стали сооснователь крупнейшего игрового холдинга Astrum Online Entertainment и бывший топ-менеджер Mail.ru Group Игорь Мацанюк и учредитель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская. На каждый стартап Farminers выделяет до $150 000 сроком на 3–6 месяцев; кроме того, молодые предприниматели могут показать свои проекты экспертам, участвовавшим в создании успешных интернет-бизнесов – Nival Group, Astrum, Game Insight, Mail.ru, «Акронис».

Инкубатор позволяет инвестору войти на ранней стадии в проект, который впоследствии может превратиться в новый Facebook или Google, и получить сверхприбыль, объясняет популярность этой формы поддержки стартапов директор венчурного фонда «Главстарт» Аркадий Морейнис. Но Rocket Internet нельзя назвать бизнес-инкубатором в классическом смысле, скорее это фабрика проектов, говорит он. Разница в том, что инкубатор отбирает и выращивает проекты на начальной стадии, когда еще не ясно, будет ли работать их бизнес-модель, а компании вроде Rocket Internet запускают копии проектов, уже достигших успеха. В этом сегменте Rocket Internet не только крупнейшая компания, но и, пожалуй, единственная добившаяся успеха, считает Морейнис.

В России по подобной модели работает компания Fast Lane Ventures. Она в отличие от Rocket Internet не фокусируется только на электронной коммерции, а рассматривает и проекты в других областях, говорит гендиректор Fast Lane Ventures Марина Трещова. По ее словам, Fast Lane Ventures недавно уже привлекла инвестиции и с поиском новых инвесторов пока не спешит.

Access Industries стала более активным инвестором с тех пор, как весной 2013 г. получила $7 млрд от продажи доли в ТНК-BP. Она вела переговоры о покупке доли в российской розничной сети «Связной» (речь шла о сумме на уровне $200 млн); в июне вместе с Summit Partners и Tengelmann Group вложила $130 млн в один из проектов Rocket Internet – российский интернет-магазин одежды Lamoda. Структуры Access Industries планируют купить британскую Opta Sports Data (занимается спортивной аналитикой) примерно за 40 млн фунтов. Наконец, компания Блаватника договаривается о приобретении у государственной «Интер РАО» долей в двух российских электрогенерирующих компаниях – ТГК-6 и ТГК-7.

Вице-президент Access Industries Анатолий Акименко вчера воздержался от комментариев.