Год на восстановление

«Вымпелком» хочет вернуть себе 2-е место на российском рынке мобильной связи. Начать он планирует с ликвидации отставания от конкурентов по качеству сети 3G

«Вымпелком» нацелен на восстановление рыночной доли, снизившейся в 2010 г., сказал его гендиректор Антон Кудряшов агентству «Интерфакс» в опубликованном вчера интервью. «Мы нацелены на набор [абонентской] базы, видим в этом году хорошую динамику», – добавил он. Но речь идет о восстановлении позиций и с точки зрения выручки, уточняет пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Компания рассчитывает, что усилия, направленные на рост абонентской базы – через сокращение оттока, усиление инвестиций в сеть и розницу, повышение качества сервиса, – приведут к усилению позиций и по доле выручки, говорит она. Еще в 2012 г. оператор сумел «развернуть негативный тренд по динамике выручки и рентабельности, маржа в 2012 г. впервые за последние годы росла в 2 раза быстрее доходов», напомнил Кудряшов.

Не факт, что развитие 3G-сети до уровня, сопоставимого с конкурентами, обеспечит «Вымпелкому» рост рыночной доли в деньгах, ведь МТС и «Мегафон» тоже не будут стоять на месте, рассуждает аналитик инвесткомпании «Открытие капитал» Александр Венгранович. Например, МТС весной 2013 г. повысила прогноз по инвестициям, пообещав до конца года вложить в развитие сетей 20% годовой выручки. Однако подтянуть качество сети «Вымпелкому» действительно необходимо, продолжает Венгранович, причем сделать это нужно до того момента, когда начнет действовать норма закона «О связи», разрешающая абонентам менять оператора, сохраняя номер. У «Вымпелкома» много высокодоходных клиентов, до сих пор пользующихся старыми тарифными планами, для которых главный аргумент оставаться с оператором – нежелание менять номер, объясняет аналитик.

ОАО «Вымпелком»

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционер: 100% – у холдинга Vimpelcom Ltd., крупнейшими совладельцами которого являются Altimo (47,85%) и Telenor (42,95%). Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): Выручка – 280,3 млрд руб., Чистая прибыль – 36,3 млрд руб.

До середины 2010 г. «Вымпелком» был вторым сотовым оператором России и по выручке, и по количеству абонентов, но в III квартале 2010 г. уступил 2-е место «Мегафону» (см. врез). Основной причиной тому были разные инвестиционные стратегии операторов в кризисные 2008–2009 годы. «Вымпелком», набравший накануне кризиса обязательств, существенно сократил капвложения, сконцентрировавшись на исполнении обязательств перед кредиторами; «Мегафон» же, напротив, продолжал активно инвестировать, благодаря чему надолго стал лидером по уровню развития мобильной связи 3G. А доходы от мобильной связи у операторов «большой тройки» в последние годы растут в основном как раз благодаря 3G.

МТС догнала «Мегафон» по количеству базовых станций 3G только к концу 2012 г. А «Вымпелком» не ликвидировал отставание от конкурентов до сих пор, признается Кудряшов «Интерфаксу»: «На начало прошлого года, когда я пришел [в «Вымпелком»], сеть 3G была в достаточно плачевном состоянии <...> Полноценных станций, которые могли бы пропускать в полном объеме трафик 3G, было тысячи три, а у «Мегафона» было примерно в 10 раз больше, у МТС – в 8 раз больше». Сейчас, по его словам, в 3G-сети «Вымпелкома» уже около 22 000 базовых станций и более 60% подключено к IP-каналам, а до конца 2013 г. их прибавится еще примерно 3000 и к IP-каналам будет подключено 80%, а в стратегически важных городах – в частности, в Москве и области – все 100%. Такие темпы строительства выведут «Вымпелком» к I–II кварталу 2014 г. в паритетное положение с конкурентами по уровню развития 3G «и тогда мы будем объективно более готовы к состязанию за долю рынка», резюмировал Кудряшов.

«Для нас гораздо важнее быть лидером по качеству услуг, а не занимать то или иное место по доле на рынке», – говорит пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина. Гонка за лидерством для компании не самоцель, довольно и того, что прошлогодние инициативы, нацеленные на повышение эффективности, дали положительные результаты.

Уровень проникновения мобильной связи в России, по оценке AC&M-Consulting, уже превышает 161%. При такой насыщенности рынка едва ли можно рассчитывать на существенные перетоки абонентских баз, считает пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова; основным критерием эффективности становится не количество, а качество подключений. Возможность свободно говорить по телефону, не заботясь о росте расходов на связь, стимулирует абонента пользоваться новыми сервисами, и МТС делает ставку на развитие таких услуг, в первую очередь передачи данных. В I квартале 2013 г. МТС стала лидером «большой тройки» по темпам роста доходов от передачи данных, напоминает Агаркова.