Микроавтобусы не тормозят

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в отличие от продаж легковых машин в первом полугодии росли, а не падали

Российский рынок LCV чувствует себя лучше сегмента легковых машин: по итогам первого полугодия 2013 г. он вырос на 1,2% до 80 455 шт., сообщил «Автостат». Продажи легковых автомобилей, напротив, упали на 6,1% до 1,25 млн шт.

В 2008 г. первыми начали сокращаться продажи коммерческих автомобилей, а уже потом – легковых, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «Но тогда ситуация была кардинально другая, – указывает он. – Сейчас экономический рост в России замедляется, но говорить о кризисе, сопоставимом с 2008–2009 гг., не приходится». О перспективности сегмента можно судить и по доле, которую он занимает в структуре общих продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, добавляет эксперт: в России она составляет 6%, а, например, в Европе – 11%.

Традиционно на российском рынке LCV лидируют местные автомобили – ГАЗ (по итогам полугодия было продано 38 180 шт., -3,9%) и УАЗ (11 006 шт., -10%). Набирает силу продукция новичка в этом секторе – «АвтоВАЗа»: по итогам полугодия было продано 4258 коммерческих версий Lada Largus (выпускается с весны 2012 г.). Лидерство ГАЗа в обозримой перспективе сохранится, уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: завод работает в массовом сегменте и обновляет модельный ряд. В частности, в 2013 г. вывел на рынок новое поколение – «Газель Next». Группа ГАЗ рассчитывает по итогам года сохранить долю на рынке LCV, подтвердил ее представитель.

А вот среди иностранцев, скорее всего, произойдет смена лидера, считает Удалов. Сейчас первое место по продажам занимает Volkswagen, но его стремительно догоняет Ford Sollers, локализовавший выпуск LCV в России (см. график). Растут также продажи автомобилей Fiat, Mercedes-Benz, Renault. Связаться с представителем Volkswagen не удалось. Его коллега из Ford Sollers не стал раскрывать прогноз.

Несмотря на рост в январе – июне, общие продажи LCV в России по итогам 2013 г. сократятся примерно на 10%, считает Удалов. Негативная тенденция обозначилась весной, указывает он. В июне, по данным «Автостата», снижение составило 1,8%. С тем, что российский рынок LCV скорее всего сократится по итогам года, согласен и представитель PSA Peugeot Citroen. Среди основных причин – общая нестабильная ситуация на рынке, утилизационный сбор на автомобили (его платят все импортеры, кроме расположенных в странах – участниках Таможенного союза), а также введенные недавно антидемпинговые пошлины на LCV, перечисляет он. Общие продажи на рынке будут примерно на уровне 2012 г., но вероятно снижение на несколько процентов, соглашается представитель группы ГАЗ.

Выиграют иностранные игроки, которые организуют локальный выпуск LCV, отмечает Удалов. В Татарстане на заводе Ford Sollers с 2012 г. выпускается Ford Transit, в Нижнем Новгороде на площадке ГАЗа на этой неделе началось производство Mercedes-Benz Sprinter.