Интервью: Вбросить идею в общество

Ирина Коробьина директорствует в Музее архитектуры третий год и не стремится превратить его в досуговый центр. Музей она видит местом генерации идей, стратегически важных для общества
Ирина Коробьина/ М.Стулов/ Ведомости

Сейчас в Музее архитектуры проходит «Музейный кластер» – выставка проектов по преобразованию в музейный квартал территории вокруг Боровицкой площади, Моховой, Воздвиженки и Знаменки.

– Ваши инициативы рассчитаны на город, а музей – федерального подчинения.

– Концепция делалась в интересах не только города, но и страны. Если в самом центре Москвы будет такая образцовая по своему культурному содержанию территория, то уважение к нам во всем мире только возрастет. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и экономическими – я имею в виду культурный туризм.

– В самом центре Москвы не может быть развалин и помойки!

– Но она есть, много лет, посмотрите на фотографии этого квартала с высоты птичьего полета. Исправить положение не в наших силах, но мы вбрасываем идею в культурное сообщество, предлагаем ее власти. Если культурное сообщество и власть сочтут идею разумной и полезной, то все должны объединиться для ее реализации. Мы предлагаем креатив, под который легко разработать эффективный бизнес-план. У меня архитектурное образование, и мне естественно было начать думать о музее с оценки градостроительной ситуации. В ней обнаружился огромный потенциал. Провели проектный семинар со студентами. Они в своих предложениях на уровне квартала этот потенциал еще подняли. Как мне кажется, с созданием такого пространства выиграет и Москва, и все музеи, попадающие в ареал музейного кластера, и малый и средний бизнес, который это будет обслуживать. Мы ничего нового не изобрели, так есть во многих городах мира. В Стокгольме, Мадриде, Вене, Париже – почему этого не может быть в Москве?

– В одном из проектов предлагается оформить подземный переход под Моховой образцами московских архитектурных стилей. Кто его реализует?

– Не музей, конечно. У нас есть идея – дарим. Если надо, можем предложить фрагменты разрушенных зданий из нашей коллекции. Пусть будет как на станции парижского метро у Лувра. Можно продавать там архитектурные книжки, реплики из коллекций Музеев Кремля. И это достойно центра Москвы, и это легко сделать. Но не Музей архитектуры должен этот процесс направлять.

– А правительство Москвы, вы с ним сотрудничаете?

– Конкурс на музейный кластер шел под патронатом Москомархитектуры, главный архитектор Москвы был председателем жюри. Он даже спросил, почему мы не обещаем немедленной реализации. Но я провела достаточно конкурсов, чтобы не давать таких обещаний. Наша задача – вбросить идею. Кто-то скажет – в этом что-то есть, кто-то назовет утопией.

– Без мечты даже город жить не может.

– Я уверена, что это не утопия. Если мы будем ставить себе задачи на уровне штопки старых носков, то при благоприятном стечении обстоятельств получим только штопаные носки. Надо работать в новых форматах.

– Музей архитектуры сам развалина в центре Москвы.

– Музею нужна строгая научная реставрация исторических зданий. Все с этим согласны. Проблема, конечно, как в них вписать коллекцию, но мы бы ее решили, если бы нам открыли финансирование. Это задача государственного масштаба и государственной важности.

– А его до сих пор не открыли?

– Нет. Еще пару лет назад казалось, что реставрация начнется вот-вот. Сейчас никто ничего не обещает. А последние ремонтные работы здесь проходили более полувека назад. Сейчас мы выбиваем деньги на противоаварийные мероприятия, чтобы укрепить то, что рушится. И будем возрождать постоянную экспозицию. В идеале хотим открыть ее в конце следующего года. В том, что есть.

– Да, ситуация со старой Москвой становится все хуже.

– Все лучше! Евгений Соседов, борец за спасение исторических памятников, недавно был награжден президентской премией. К нам приходят общественные деятели, хотят сохранение наследия включить в свои программы.

– А ваша усадьба в центре никого не соблазняла?

– Наш статус – особо ценный объект культурного наследия, федеральная собственность. И коллекция музея – общенациональное достояние.

– Ваш музей для архитекторов – здесь неплохо уметь читать чертежи. Как сделать его привлекательным для публики, не снижая интеллектуального уровня?

– Я настаиваю, что это музей для населения. Таким его задумал Щусев. Наши лекции и экскурсии по Москве доступны и популярны, мы стараемся делать выставки на актуальные темы. Например, «Большая Москва в ХХ веке», где мы показали, что не сегодня планы расширения города созрели. Показали параболу Ладовского 1929 года. Этот архитектор справедливо утверждал, что радиально-кольцевая структура душит город, он предлагал разрубить кольцо и выпустить энергию. Сейчас мы покажем выставку про историю Зарядья. Но, мне кажется, и модель Большого Кремлевского дворца, которую мы показываем в режиме постоянного экспонирования, – она же не только для специалистов!