От редакции: Джокер Сноудена


Все, что связано с Эдвардом Сноуденом, – его публикации, его бегство и зависание в «Шереметьево» – начиналось как совершенно посторонняя для России история. Прослушкой у нас никого не удивишь, записи личных переговоров и частную переписку при всяком удобном случае предают огласке для дискредитации оппонентов, а что до реакции гражданского общества – в России можно брать штурмом помещения, где находятся частные компании или правозащитные организации, и это не вызывает заметного возмущения в стране.

В Германии другая история. Информация Сноудена о прослушивании переговоров еврочиновников, о сканировании электронной корреспонденции немецких госструктур и частных лиц вызвала негодование в стране. Вскоре стало ясно, что американское Агентство национальной безопасности действовало в согласии с немецкими спецслужбами. И это возмутило немцев, «затронуло их историческую память», пишет обозреватель из Германии в статье на этой странице. Немцы хорошо понимают, что секретными полномочиями спецслужб, объясняемыми всегда исключительно благими задачами безопасности страны и граждан, легко злоупотреблять. Именно злоупотребление и является главным следствием засекреченной (читай – неограниченной) власти.

Европейские общества могут, воспользовавшись публикациями Сноудена, призвать свои правительства к ограничению полномочий спецслужб или хотя бы к большей их прозрачности. К сожалению, откровения Сноудена ничему подобному в России не послужат. В России американский «хакер» превратился в карту, находящуюся в руках властей. У России важнейшая роль в урегулировании ситуации по Сирии и Ирану. Может быть, там этот дополнительный «козырь» сыграет свою роль? Впрочем, не исключено, что Сноуден – карта, уже отыгранная Китаем и переброшенная России.