Росимущество отдаст приватизацию в залог

Государство может снова запустить народную приватизацию – на сей раз за счет банков: любой желающий сможет получить кредит под залог приватизированного актива
Российские власти хотели бы расстаться с большой частью собственности./ Е.Разумный для Ведомостей

Актив может стать интересным, если будет возможность заложить полученные в залог акции государству и получить от него средства, размышляет главный управляющий директор по работе с корпоративными клиентами Альфа-банка Максим Першин.

Росимущество разрабатывает новый механизм приватизации, рассказал замруководителя агентства Иван Аксенов. Агентство предлагает банкам кредитовать покупателей государственных активов под залог приватизированных акций, переговоры ведутся с банками из топ-20, объясняет он: «Таким образом мы хотим стимулировать спрос на продаваемые государством активы».

Речь идет не о крупных публичных компаниях, а прежде всего о небольших и средних, предупредил Аксенов, их покупателями могут стать и юридические, и физические лица.

Сейчас под управлением Росимущества находится 1700 компаний с выручкой до 60 млн руб. в год, следует из презентации рабочей группы по построению международного финансового центра в Москве (есть у «Ведомостей»): 1100 компаний полностью принадлежат государству, в оставшихся 600 его доля – меньше 2%. В течение шести месяцев нужно проанализировать состояние всех этих компаний, выяснить, какие из них можно отнести к среднему бизнесу, санировать и затем продать, говорится в материалах группы.

Предложения группы будут рассмотрены на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова в конце августа, рассказывали «Ведомостям» эксперты группы и сотрудники аппарата правительства.

Продать такие активы будет сложно, признают чиновники. 50% аукционов, на которых пытаются продать госсобственность, признаются несостоявшимися – из-за очень низкого спроса, продолжает Аксенов: «Кредиты – один из инструментов стимулировать спрос, это расширит базу покупателей». Новый механизм поможет, надеется Аксенов: «Небольшая компания или, например, менеджер госкомпании хочет участвовать в аукционе. Чтобы привлечь кредиты, претендент должен обойти банки, убедить их в надежности актива, затем банк потратит огромное время на проверку документов и оценку – в итоге все сроки сорвутся». Росимущество хочет стандартизировать процесс, продолжает Аксенов: «Сразу на аукционе получаешь двойной продукт «акции плюс кредит» – уже есть договоренности с банками о кредитовании определенного актива».

Такой механизм наряду с повышением прозрачности компаний сильно стимулирует спрос, уверен Аксенов. Какие именно банки соглашаются на такой эксперимент, он решил не сообщать: «Продукт вызвал интерес у многих».

Опрошенные «Ведомостями» менеджеры крупных российских банков не слышали о новом продукте. И сейчас клиент с брокерским счетом может купить акции компаний с кредитным плечом (т. е. привлечь деньги на покупку под обеспечение этих же акций), рассказывает менеджер крупнейшего госбанка. Но одно дело, когда они выдаются на покупку акций публичных ликвидных компаний – тогда это надежный кредит для банков и ставка не превышает 10%, а другое дело – на покупку условного комбината «Ромашка», продолжает он. В списке же приватизируемых активов очень много некачественных и непрозрачных компаний и очень сложно убеждать банки в их перспективах, говорит госбанкир.

Если банк возьмет в залог акции приватизируемой компании, то это более рискованная сделка, чем, к примеру, кредит под залог недвижимости, поддерживает его другой банкир.

Придуманная в Росимуществе схема вызывает вопросы, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: «И сейчас банки дают кредиты под такие активы, если они им нравятся; поставить же это на конвейер невозможно». Если, конечно, не оказывать давления на банки, что недопустимо, подчеркивает чиновник.

Проблема в том, что сейчас банк, заемщик и Росимущество не имеют права заключать трехсторонние договоры на момент совершения сделки, объясняет предправления Эргобанка Вячеслав Бармин: «То есть в момент подписания кредитного договора актив находится в собственности государства, а деньги банк дает заемщику». В таких случаях банки просят обеспечить сделку другим залогом, принадлежащим именно заемщику, – если Росимущество решит, как тут быть, это поможет покупателю, заключает Бармин.

«Государству стоит разделять с банком риски и придумать систему рефинансирования, – солидарен топ-менеджер другого крупного банка. – По таким программам банкам нужно давать деньги по более низким ставкам – к примеру, как Внешэкономбанк рефинансирует кредиты малому и среднему бизнесу».

Аксенов говорит, что государство поможет банкам снизить риски. Предоставление госгарантий и прочие инструменты пока не обсуждались. Но банк сможет в достаточной степени защитить себя, если пропишет все условия в договоре с заемщиком, уверен Аксенов: «Ввести требования по раскрытию всей информации, ввести ограничения для менеджеров или, например, брать в залог не акции компании, а ее недвижимость».