Второй мир: Рука Януковича длиннее руки Кремля


Украинский президент Виктор Янукович в октябре 2012 г. организовал эффективную и скрытую пропагандистскую кампанию в США с размещением рядом авторитетных американских консервативных блогеров постов в поддержку Партии регионов и против украинской оппозиции. Кампания, судя по всему, осталась не замеченной министерством юстиции США, ответственным за регистрацию иностранных агентов. Информация о кампании стала известной только сейчас, из-за того что один из блогеров решил рассказать о ней сотруднице сайта BuzzFeed.

По данным BuzzFeed http://www.buzzfeed.com/rosiegray/exclusive-how-ukraine-wooed-conservative-websites, в кампанию были вовлечены несколько известных консервативных блогеров (предположительно не менее 5–6). Источник издания сообщил, что ему лично было предложено вознаграждение в размере $500 за пост, восхваляющий украинскую Партию регионов. В публикациях ряда блогеров, относящихся к этому периоду, встречаются дословные заимствования из пресс-релизов, рассылавшихся их нанимателем, известным пиарщиком Джорджем Сковиллом. В ряде случаев Сковилл рассылал куски текста, заранее сокращенные для удобного размещения в Twitter. Сковилл выполнял заказ украинской PR-структуры, зарегистрированной в Брюсселе, и тем самым подпадал под действие закона об иностранных агентах.

Янукович не единственный, кто подобным образом влияет на общественное мнение в США. По данным BuzzFeed, ранее еще более масштабную кампанию по скрытой пропаганде в американских СМИ провело правительство Малайзии (http://www.buzzfeed.com/rosiegray/covert-malaysian-campaign-touched-a-wide-range-of-american-m). Малайская пропагандистская кампания длилась около трех лет, с 2008 по 2011 г., и стоила около $400 000. Ее результатом стали колонки и комментарии, опубликованные в ряде изданий, включая Washington Times, National Review, Huffington Post и др. Подобное прямое размещение «джинсы» в американских СМИ, вероятно, становится растущей проблемой в последнее время. В целом количество иностранных правительств, пытающихся обойти требования американского закона о регистрации иностранных агентов, неуклонно растет.

Операции по осуществлению скрытого влияния на американскую политику проводятся с незапамятных времен практически всеми относительно крупными странами. Китай в 1990-е и 2000-е гг. неоднократно пытался повлиять на кампании по выборам президента и отдельных конгрессменов, вливая в них деньги. Несмотря на то что некоторые действия Китая по влиянию на американскую внешнюю политику были раскрыты ФБР и стали достоянием гласности, отношение общественности к этим фактам было в целом спокойным. Свои программы влияния в США имеют многие страны Юго-Восточной Азии, Япония, страны Персидского залива и, как мы видим, некоторые страны СНГ.

Только у России ничего не получается. Идея, что для успешной политики в отношении США необходимо обзавестись там лоббистскими возможностями, овладела умами российских руководителей еще в первой половине 2000-х гг. Проблема, однако, состоит в том, что прокитайский, промалайский, просаудовский и даже проукраинский лоббист может функционировать в США в относительно комфортных условиях, даже выходя периодически за границы закона. Пророссийский лоббист, его связи и деятельность имеют все шансы оказаться на первых полосах газет, а контактирующие с ним общественные деятели и журналисты могут быть мгновенно дискредитированы.

Нелепость и неуклюжесть некоторых российских усилий в сфере политического влияния объясняют многое – вспомним организацию прокремлевским движением «Наши» безумных политических антибушевских демонстраций в Нью-Йорке в 2006 г. с раздачей денег участникам в духе российских региональных избирательных кампаний 1990-х. Но, например, Китай делал вещи и похлеще: в 1990-е деньги на одну из избирательных кампаний Билла Клинтона демократическому финансисту выдавал, например, лично начальник китайской военной разведки генерал-майор Цзи Шэндэ – ни к каким видимым последствиям раскрытие этой истории и ее публикация в СМИ не привели.

Проблема, с которой сталкивается Россия в своей политике в США, имеет системный характер. По многим направлениям американская внешняя политика хаотична, находится под влиянием нестабильных групп интересов, зачастую действующих из-за пределов США. В других областях в силу сложного набора исторических причин естественным путем формируется устойчивый консенсус – и тогда он может сохраняться на десятилетия после того, как исчезли породившие его условия. Наглядным примером подобного агрессивного консенсуса может считаться политика США в отношении КНР в 1949–1969 гг.

После проигрыша партией Гоминьдан гражданской войны в Китае и бегства ее руководства и остатков армии на Тайвань сложное сочетание американских внутриполитических факторов, интересов религиозных групп заставляло США долгие годы игнорировать возможности развития отношений с КНР. Сторонники связей с коммунистами рисковали своими карьерами, научными репутациями, а в 1950-е гг. периодически оказывались объектами расследований ФБР. Лишь крайне неудачное для США течение войны во Вьетнаме и личная роль президента Ричарда Никсона и его советника по нацбезопасности Генри Киссинджера привели к изменению ситуации. Возможности донести свою точку зрения до американской политической элиты также, очевидно, могут возникнуть у России лишь в новых исторических условиях.