Бюджет сэкономит на путях

РЖД получит из бюджета лишь часть обещанной правительством суммы в 262 млрд руб. на расширение БАМа и Транссиба. Остальное предоставит ФНБ. Эти средства РЖД придется вернуть
Правительство хочет, чтобы РЖД вернула хотя бы часть потраченных на модернизацию БАМа и Транссиба средств/ А.Астахова/ Ведомости

Правительство нашло способ вернуть часть запланированных средств на расширение пропускной способности железнодорожных магистралей на Дальнем Востоке. Как рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, часть денег из 262 млрд руб., предусмотренных на расширение железнодорожной инфраструктуры, РЖД получит из бюджета, часть – из фонда национального благосостояния (ФНБ). Такой вариант правительству предлагала РЖД. Эту сумму скорее всего поделят между БАМом и Транссибом.

Общая стоимость модернизации БАМа и Транссиба – 562 млрд руб. (год назад РЖД называла цифру 918 млрд руб. в ценах 2011 г.). РЖД может профинансировать проект только на 300 млрд руб. Модернизация магистралей увеличит их пропускную способность на 55 млн т грузов в год – до 71–73 млн т.

РЖД и правительство думают, как профинансировать расширение БАМа и Транссиба, уже больше года. Год назад премьер-министр Дмитрий Медведев поручал правительству проработать вопрос заключения концессионных соглашений «на отдельные участки» железнодорожной инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба. Весной премьер дал другое поручение: проработать механизм выделения из бюджета 260 млрд руб. на расширение БАМа и Транссиба. В июне, во время Петербургского экономического форума, президент Владимир Путин заявил, что из ФНБ будут профинансированы три проекта, среди которых Транссиб. Но топ-менеджеры РЖД заявили, что проекты развития БАМа и Транссиба неокупаемые и вернуть вложенные деньги будет нельзя.

В правительстве пока не решили, в какой пропорции поступят средства, уточняют собеседники «Ведомостей»: РЖД предлагала 50/50. Из бюджета на БАМ и Транссиб можно выделить максимум 40–50% (110–130 млрд руб.), уверяет один из собеседников. Но пока в проекте бюджета на 2014–2016 гг. эти деньги не предусмотрены, говорит чиновник Минфина.

Правительство и РЖД обсуждают условия возврата инвестиций ФНБ. Один из вариантов – предоставление РЖД льготного периода по возврату средств ФНБ, рассказывает один из собеседников. Вариант, при котором ФНБ становится акционером РЖД и возвращает вложенные средства из дивидендов, а также с помощью продажи пакета в ходе приватизации, сейчас также рассматривается, говорит он. На нем, по его словам, настаивает РЖД.

Срок окупаемости БАМа и Транссиба – 55 лет, максимальный срок окупаемости для проектов ФНБ – 20 лет, говорит один из собеседников. Распоряжение правительства об управлении средствами ФНБ разрешает Минфину до 50% средств фонда держать в акциях, но Минфин инвестирует преимущественно в гособлигации.